Куда нам идти?
«Иди, сынок, — просит Отец, — поработай в винограднике Моем, потрудись, чтобы на исходе лета у нас были спелые сладкие плоды». А сын думает: «На дворе жара, кто станет работать в такое пекло? Нет, Отец, не пойду, у меня есть дела поважнее Твоих сладких плодов».
Побрел Отец в виноградник один. А придя, увидел, что сын уже там. Дело спорилось в его в руках: он отсекал лишние пасынки, подвязывал завалившиеся ветви — наводил порядок в запущенном винограднике. Взмокла его рубашка и пот струился по лицу, но сын не обращал на это внимания.
Бог сотворил наш мир как единый огромный виноградник и каждого из нас, изводя из небытия в бытие, посылает на работу в нем. У любого человека в мире есть свое послушание. Со стороны оно может казаться очень простым, в то время как сам человек нередко изнемогает от своих проблем и невзгод, на пределе сил тянет жизненный крест, но не сдается, терпит, просит помощи у Господа. Другой, наоборот, отрекается от несения своей жизненной ноши, ищет легкие пути. Каждый волен работать в Божьем винограднике или заняться своими делами.
Родился в семье больной ребенок, и надо выбирать: уйти из семьи, бросить дитя и жену, чтобы начать новую, свободную от проблем жизнь, или собрать все силы для лечения малыша и адаптации его в обществе. Мать постарела и уже не может сама себя обслуживать, снова выбор: отдать ее в дом престарелых и, может быть, вообще позабыть о ней или взять заботу о немощной старости на себя, как правило, ущемляя себя при этом. Еще одна дилемма: работать честно или присвоить чужое, тебе не принадлежащее, потому что представилась такая возможность и другие ею пользуются без зазрения совести? Это наиболее общие ситуации, когда приходится делать явный выбор между голосом совести и своим комфортом. В реальности у нас ежедневно возникает множество иных ситуаций, когда надо предпочесть одно из двух: свои желания, выгоды, амбиции или правду, совесть, заповеди Божии. Всякий раз сделанный нами выбор корректирует линию нашей жизни и в конечном счете определяет ее итог.
Господь, Который есть Любовь, ставит нас в обстоятельства, наиболее полезные для исправления немощей нашей души. Когда человек старается выбирать исполнение Божией воли, то он, по словам преподобного Иустина Поповича, действительно трудится в Господнем винограднике. В противном случае насажденный Богом виноградник разоряется человеком, который реализует, как он думает, свои намерения, но зачастую — планы дьявола. Используя свою свободу выбора, стоит помнить, что нам в свой срок придется дать отчет Небесному Отцу во всех трудах на своем месте. В ярком свете святости Христовой мы увидим итоги своей жизни. Какие оправдания тогда будем подыскивать, глядя на бесплодную землю вверенного нам участка: на поникшие кусты и засохшие ягоды, на мусор и бурьян в своей душе?
Виноградник, в котором нам надо работать, означает и нас самих. Не сам человек сотворил свое тело и душу, не он решает, где и когда ему родиться. Его, как Свой виноградник, насадил Господь. И нам надо, подобно садовнику, обрабатывать свои чувства, помыслы, желания, отсекая лишнее и мертвенное, а нужное взращивать, развивать и беречь. Инструментами этой внутренней обработки человека являются всевозможные благодатные средства: слово Божие, особенно Евангелие, церковные богослужения и таинства, все христианские добродетели, единство с Церковью Христовой. Все это святой Иустин (Попович) называет обрезкой, опрыскиванием, обрабатыванием и хранением «виноградника Божия: человека».
Заповеди Божии — руководство к действию в каждой конкретной ситуации, а добродетели — навыки их исполнения, то, что человеку уже присуще. Если кто-то воспитал в себе добродетель, то ему больше не нужны внешние напоминания, добродетель сама будет от него требовать действовать в соответствии с ними. Так, если человек готов к самопожертвованию, его не надо просить о помощи, он сам видит, что она нужна, и старается сделать для ближнего все, что возможно.
Усвоение евангельских добродетелей требует напряжения всех душевных и телесных сил до самой смерти. Перед своей кончиной афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что ждет смерти как избавления от трудов, в которых изнемог. Только уход из этого мира дает право подвижнику отдохнуть. Пока старец жил, он не мог себе позволить расслабиться: например, пропустить чтение монашеского правила по причине усталости или болезни, предпочесть себя братьям, не оказать помощи тому, кто ее просил. Таково было его послушание Богу на том участке виноградника, на который он был поставлен Творцом.
В душе каждого человека Бог насадил естественные добродетели, но они, как поясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), повреждены, потому что в каждом из нас добро смешано со злом. Есть люди более добродетельные и менее добродетельные, но в любом случае одних хороших дел для спасения недостаточно. Они должны подпитываться и взращиваться таинствами, в которых человеческая немощь укрепляется Божией благодатью. В книге Апостольских деяний о сотнике Корнилии сказано, что он был добродетельным, и Господь послал ему апостола Петра, чтобы тот привел его в Церковь (Деян. 10, 1—6). За естественно добродетельную жизнь Господь дал римскому военачальнику возможность спастись. Петр крестил его и через это таинство ввел в христианскую Церковь, где Корнилий мог прибегать к святым таинствам. Таинства — это, по сути, и есть богообщение, насыщение себя дарами Духа Святого. Одно из них — Причащение так прямо и называется приобщением Христу.
Существует еще одно святоотеческое толкование виноградника из притчи – как образа Царства Христова и Его Церкви. Действительно, Церковь и есть рай. Как рай — место, где живет Господь, так и Церковь — место постоянного пребывания Господа. О человеке можно сказать, что в его душе живет Бог (см. 2 Кор 6, 16), только когда человек является членом Церкви. Вне Церкви наша душа не может вместить Бога, для некрещеного это недоступно, как об этом писали преподобные Исаак Сирин и Максим Исповедник. После пришествия в мир Спасителя, Который есть основатель и глава Церкви, вся полнота богообщения возможна только для крещеного человека.
Герой романа Достоевского «Подросток» Версилов, образ которого списан Федором Михайловичем с русского мыслителя Петра Чаадаева, был сторонником идеи доброделания без Христа. Версилов верил в эту теорию всю жизнь и только на склоне лет понял, что она — пустоцвет, что на нее нельзя опереться перед лицом вечности. Ведь Бог спасает не за добродетели, а через Христа и во Христе.
Если бы достаточно было только совершать благие поступки, то зачем приходил Сын Божий? Спасение — это не «плата» Творца за добрые человеческие дела. Спасение — это вхождение в единство с Творцом и Спасителем мира. Если человек не хочет соединяться с Богом, о каком спасении может идти речь? В чем тогда оно может заключаться? Нельзя говорить: «Господи, Ты меня спаси, но быть с Тобой в единстве мне необязательно, я и так добродетелен сам по себе». Разве существует рай, где нет Бога? Рай — это Бог, и только в Боге спасение человека.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (28) раз