«По слову Твоему закину сеть». О послушании Христовой логике
У апостола Павла в Послании к Коринфянам есть очень интересное сравнение душевного и духовного человека: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 14–15).
Интересно это сравнение тем, что духовно опытному человеку апостол усваивает способность верно рассуждать о предметах, относящихся не только к области духовной жизни, но и вполне земных, в которых он, казалось бы, не имеет личного непосредственного опыта. Вот как рассуждает об этом Златоуст:
«Видящий видит все и даже то, что относится к невидящему; а что к нему относится, того не видит никто из невидящих. Так и здесь, мы знаем и свое, и все то, что относится к неверным, а они нашего не знают»[1].
С другой стороны, человек душевный, не принимающий того, что от Духа Божия, теряет способность достоверного рассуждения не столько даже в области духовной, о которой он даже не помышляет, а в той области вполне земных забот и попечений, в которой постоянно обращается.
Кто же такой этот человек душевный, о котором говорит апостол? Интересно, что на языке понятий апостола Павла слово «душевный» своего рода пароним. Речь у него вовсе не о сердечном, добром и искреннем человеке, каковое значение имеет это слово в нашем разговорном русском языке.
Душевный человек – «тот, кто познать все хочет своим умом и то только признает истинным, что ему кажется таковым; кто жизнь свою и все начинания свои устрояет собственными своими способами, на них одних опираясь, как на прочной основе; кто целию жизни поставляет покой и счастие земные и все обращает в средство к тому»[2].
Весьма интересен феномен, многократно подтвержденный опытом Церкви: если «душевный» человек признавал немощь своего разума и своей логики и со смирением обращался к логике человека духовно опытного, то быстро получал ответы на свои вопросы и разрешения своих проблем.
Очень яркая иллюстрация из опыта Русской Церкви – старчество XIX века. Кто такие старцы Оптиной пустыни? В большинстве своем – весьма немощные физически старцы, всю жизнь прожившие в монастыре и «жизни не видавшие». Посмотрим, кто же приходил к ним за советом? Весьма известные в своем обществе люди, жизнь, напротив, хорошо повидавшие: философы, писатели, государственные и общественные деятели.
Почему Достоевский поехал к старцу Амвросию? А потому, что потерял маленького сына и не знал, как с этим жить. Не мог понять и осмыслить эту смерть, а значит, и смириться не мог. Что же дало ему посещение старца Оптинского? Вернулся он из Оптиной, по словам супруги, «умиротворенный и значительно успокоившийся… вынес из бесед со старцем глубокое и проникновенное впечатление». Немощный, прикованный к постели Амвросий возвращает к жизни великого колосса русской литературы!
Или вот другой, достаточно забавный пример – из жизни преподобного Серафима Саровского. Собрался к нему за советом юноша, решивший жениться на молодой барышне. Поехал больше не за советом, а попросить благословения старца на свадьбу. Припас с собой и аргументы в пользу своего выбора. Что-то вроде «девушка из хорошей семьи», «без дурных привычек», «близкая по характеру». Аргументы-то припас, только рассказать их не успел: старец с порога сам открыл перед ним все его заготовки и добавил: «Нет воли Божией на этот брак, и не думай об этом».
Все это говорится к тому, чтобы мы поняли: духовный судит правильно обо всем и «душевную область обозревает и понимает, ибо хотя он не в ней уже, но знает ее хорошо, потому что столько томился под игом ее, знает все извороты душевности и все, на чем она опирается и куда метит, когда то или другое говорит, то или другое начинает»[3].
Из этого делаем вывод: логика Евангелия, логика Христа в приложении к любой житейской ситуации будет всегда верна, даже если кажется абсурдной и вполне противоречит нашей привычной логике.
Своего рода архетипичным в этом отношении можно назвать случай чудесного улова рыбы апостолом Петром, совершённого по слову Христа. После проповеди из лодки Петровой Господь, зная о том, что рыбаки всю ночь трудились и ничего не поймали, решил помочь им и сказал: «Отплывите на глубину и закиньте сети для лова». Однако будущие апостолы были опытными рыбаками, рыбаками со стажем. Они уже всю ночь безуспешно закидывали эту сеть и крайне устали. Что они могли бы ответить Христу на Его предложение? Давайте представим себе подобную ситуацию в современной интерпретации. Представим, что возвращается некое рыболовное судно после ночной ходки домой, возвращается, вопреки ожиданиям, пустым. Рыболовы, раздраженные и угнетенные неудачей, к тому же крайне утомленные бессонной ночью, вдруг на берегу встречают какого-то Проповедника, объясняющего народу какие-то малопонятные истины. И вот этот самый Проповедник, который вовсе и не рыбак, а, как говорили о Нем, Сын плотника, вдруг предлагает им повторить ночное поприще и снова порыбачить. Учитывая раздражение и усталость моряков, мы бы, наверное, беспокоились даже за здоровье Проповедника. По крайней мере если бы даже Его и не тронули, увидев то почтение, которое Ему воздавал народ, то наверняка как следует бы Его обругали…
Конечно же, Петр уже знал Христа, Который чудесным образом исцелил его тещу и, как он слышал, совершал и иные чудеса исцелений. Но все же и у него был огромный опыт рыболова, и логика этого опыта подсказывала ему, что дальнейшие усилия бесполезны. И вот здесь мы обретаем ключевой момент, объясняющий, почему чудо все-таки совершилось. Петр не только не перечит Христу. Он, игнорируя доводы своего опыта, преклоняет главу перед логикой Христа и, следуя Его повелению, отвечает: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему я закину сеть». Далее, как повествует Евангелие, «сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась».
Это очень важный момент всего повествования. Мы видим пример того, как должны быть приняты слова Христовы, все Его заповеди. Апостолы не стали обсуждать кажущуюся абсурдность предложения снова закинуть сети, они не смутились «некомпетентностью» Христа, Который формально не был рыбаком. Напротив, они приняли Его слова как руководство к действию, поэтому и было совершено чудо, так как через апостолов действовал Сам Бог.
Эта ситуация архетипична именно в том смысле, что руководствует нас в том, как нам поступать в таких случаях, когда привычная нам логика диктует нам нечто противное заповеди Христовой. А таких случаев ведь пруд пруди. Оскорбили меня? Привычная логика и живущие во мне страсти диктуют мне вспылить и ответить взаимным оскорблением. Последую этой логике? Тогда разгорится огонь вражды. Преклоню свою голову перед логикой Христовой и промолчу? Тогда Сам Бог совершит через меня чудо, и вражда умолкнет, не успев как следует начаться. Вообще здесь справедливо отметить, что, руководствуясь заповедями Христовыми, мы во многих ситуациях обезопасим самих себя. И напротив, отстаивая свое неверно понимаемое достоинство и борясь за справедливость, можем лишиться здоровья, а то и самой жизни…
Но вернемся к послушанию Христовым заповедям вопреки логике мирской. Одна моя прихожанка с самого начала беременности столкнулась с недостатком околоплодных вод. Воды по непонятной причине уходили из пузыря, и младенец находился в состоянии постоянного голодания. Врачи еще на ранних стадиях настаивали на «удалении» эмбриона, ссылаясь на разного рода опасности. Но сердце верующей христианки вопреки всем врачебным доводам не допускало даже мысли об умерщвлении младенца. Она стала причащаться каждую неделю и усердно молиться Господу о сохранении жизни ребенка. И Господь почтил ее чудом: младенец в пятимесячном возрасте родился, принял Святое Крещение и, причастившись, вошел в Царство Небесное. Когда ребенок причастился, кстати, произошло еще одно чудо: гемоглобин, находившийся до Причастия на очень низкой отметке, после приобщения Святой Крови подскочил до 120 единиц, показав, где на самом деле «Жизнь жительствует». Упокой, Господи, младенца Евдокию!
Итак, желание следовать логике заповедей Христовых, порой вопреки нашим собственным опыту и соображениям, может стать настоящим сокровищем, сокровенным в нашем духе. Конечно, это требует от христианина всецелого доверия Христу, мужества, самообладания, преодоления страха прослыть чудаком. Но, право, разве не стоит потрудиться ради «чудесного улова рыбы»?
Чудо совершается там, где действует Бог. Хотя чудеса и нарушают, как нам кажется, те законы земного бытия, которые Бог и установил, но Законодавец вправе что-то изменить, если это соответствует цели Его Промысла, который весь направлен на спасение человека. И в сегодняшнем евангельском отрывке чудо совершается руками апостола Петра для того, чтобы показать всем нам, что и в нашей жизни будет место спасительному чуду, если послушание Христу мы поставим для себя во главу угла.
Священник Димитрий Выдумкин
Православие.Ru
[1] Цит. по: Феофан Затворник, святитель. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. М., 1998. С. 117.
[2] Там же. С. 114.
[3] Там же. С. 116.
Просмотрено (42) раз