Выбрать страницу

Почему Церковь теряет молодежь, или Как не заиграться в «модного» батюшку

Почему Церковь теряет молодежь, или Как не заиграться в «модного» батюшкуКак воцерковлять современную молодежь, какие методы в работе с ней эффективны, почему молодые люди активно не участвуют в церковной жизни? На эти и другие вопросы отвечает митрополит Антоний (Паканич).

Стать «своим»

Одним из насущных вопросов для Церкви сегодня является вопрос: «Как привлечь молодежь?» Первая мысль, которая многим приходит в голову, – стать привлекательным для подростков, стать «своим».

У приверженцев такого мнения рождаются довольно экстравагантные идеи: православный рэп, православное байкерство, православные хипстеры и многое другое. Логика проста: молодежь слушает рэп, значит должен быть православный рэп, чтобы ее привлечь (хотя такой взгляд весьма однобок – молодежь шире любой из субкультур или музыкального направления). Бывает и так, что священники изображают комиков и охотно фамильярничают с подростками, чтобы считаться «своими», забывая при этом о сане.

Но давайте вспомним, что нас самих в свое время привлекло в Церковь (разумеется, это касается тех, кто пришел в храм в юном возрасте). Не думаю, что многие посещали Церковь ради каких-то модных фишек. Шли, потому что хотели найти альтернативу бездушной человеконенавистнической действительности, искали тихого пристанища, истину, наконец.

Если человек приходит в храм ради развлечений, он там не останется, ведь его постоянно нужно будет развлекать. И не важно, чем завлекать: роком, рэпом или тусовками.

Идеалы

Молодежи присущи идеалистичные воззрения. Каждый молодой человек находится в поиске своего кумира, а порой и недостижимых высот в силу свойственного юности идеализма и перфекционизма. И именно в этом главные точки соприкосновения Церкви и молодежи. Церковь может предложить ей высокие, зачастую непостижимые идеалы – примеры жизни мучеников, праведников, просветителей и страстотерпцев. Жития святых дадут ей ту пищу для ума и сердца, тот здоровый задор, которые могут подвигнуть к изучению себя, мира, Бога, подтолкнуть к поиску истины.

Поэтому сегодня очень важно популяризировать жития святых, в частности новомучеников, которые жили не так давно, благодаря чему, особо близки и понятны современникам.

Церковь перестанет быть собой, если не будет напоминать человеку о вечных истинах, о том, что человек должен бороться с грехом. Не с чем-то и не с кем-то, а с грехом, который живет в каждом из нас, ведь именно грех раздробляет, расстраивает природу человека, лишает его Богообщения.

Земная жизнь пройдет, ведь все на этой земле временно. Но человек должен помнить, что его истинное предназначение – это Небо. И цель Церкви – дать это Небо людям. В противном случае Церковь превратится в какую-то общественную, политическую, социальную или развлекательную институцию.

В чем заключается счастье?

Всякий человек, и старый, и молодой, и умный, и простец, хочет для себя добра, все ищут счастья. В чем состоит наше благополучие? В чем заключается наше счастье? В богатстве, статусе, славе? Эти вопросы нужно озвучивать в беседах с молодежью, они их остро интересуют.

Многие сегодня дезориентированы, потому важно объяснять, что мирское веселит и радует, но недолго, потому что человек не может жить только для того, чтобы ощущать чувственные наслаждения. Они не доставляют истинного счастья, не способны до конца удовлетворить и насытить. Получение удовольствий обременяет человека требованиями разнообразия и усиления впечатлений, утомляет изысканием средств и трудами для их устроения, удручает болезненной тоскливостью, ощущаемой всякий раз, когда в их употреблении преступается мера.

Нужно рассказывать об истинном источнике бесконечного счастья – Богообщении, направлять молодежь к нему, наставлять, не боясь быть непопулярным, немодным, непонятым. Как говорил классик: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Наша задача – сеять.

Вне Церкви

Завлекать людей можно чем угодно. Часто ставка делается на энтузиазм и благородные порывы. К примеру, привлечение молодежи к благотворительной волонтерской деятельности. И это похвально и благородно, вот только часто можно видеть, как человек участвует в подобных проектах при церквях, но сам при этом остается вне Церкви, потому что главная работа с ним не ведется.

Никакая благотворительность сама по себе не есть добродетель. В конце концов, заниматься волонтерством может кто угодно (и занимаются). Более того, мы часто видим юных энтузиастов, которые вчера помогали при храме, а сегодня делают то же самое, но уже от имени радикальных групп или политических организаций. Да и само волонтерство уже окрашено в другие, далеко не религиозные, тона.

В работе с молодежью часто наблюдается не только полезная работа, но и изображение бурной деятельности в виде шумных, но пустых акций или флэшмобов. Все это конечно ярко и громко, но есть ли практическая польза от таких дел? «Всякое дерево познается по плоду своему», говорит Спаситель. И нам следует держать эти слова в памяти постоянно. Они должны отрезвлять и одергивать нас.

Привлекать и завлекать народ в храмы – занятие нехитрое. Гораздо сложнее его там удержать. И еще важнее – показать настоящую веру. Засвидетельствовать Христа собственным примером.

Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (41) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы