Скользкий путь «духовного развития»: о ложных ориентирах и целях
Почему возникают революции, к чему можно прийти насильственным путем, без Бога – доступно объясняет архимандрит Маркелл (Павук).
— Отче, какова главная цель каждого христианина?
– В духовном развитии мы, христиане, призваны преследовать лишь одну цель, о которой напоминает преподобный Серафим Саровский, – стяжание благодати Святого Духа. То есть мы должны стараться накопить в своем сердце как можно больше любви, но не той любви, которую изображают в телесериалах, а которая от Бога. Кто обретает в сердце такую любовь, для того нет иудея и эллина, раба и свободного и все люди одинаково дороги, как братья и сестры; им готов отдать последнее. Именно при подобном благорасположении можно любить даже врагов.
— Возникает вопрос: почему же только немногие из нас способны обрести в своем сердце такую любовь?
– Больше всего этому мешает пристрастие к тому, что нас окружает, и наше самолюбие. Кто-то чрезмерно прилепляется к деньгам и меру своего счастья измеряет в долларовом эквиваленте. Другой жаждет власти, от которой испытывает самое большое наслаждение. Третий готов ради славы на спор прыгнуть в Ниагарский водопад. О достижении духовной цели – стяжании Святого Духа – в таком случае некогда даже подумать.
– Но разве стремление к власти, карьере, материальному благополучию, славе порочно? Ведь есть поговорка: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
– Действительно, ради этих вещей люди готовы жертвовать своим семейным счастьем и другими суетными утехами. Их образ жизни несколько напоминает аскезу монахов. Посмотрите, сколько усилий богатые женщины прилагают для того, чтобы выглядеть красивыми и поддерживать свою фигуру, а мужчины, чтобы, как они говорят, «быть в форме». Каких это требует затрат! Но разница между такого рода «аскезой» и подвигом монаха существенная. Монах стремится угодить Богу, а они удовлетворяют свою самость, свое «я». Жить по-другому такие люди не умеют, ибо с малых лет им внушали, что они самые умные и продвинутые, стараясь дать наилучшее образование и занимая их досуг всевозможными кружками и секциями. Разумеется, в этом нет ничего плохого. Беда лишь в том, что при заботе о физическом и интеллектуальном развитии совершенно упускали из виду духовное развитие или уделяли ему минимальное внимание. Кто-то был уверен, что если их ребенок занимается музыкой или любит читать, то этого для духовного развития вполне достаточно. Никого не беспокоило, что при всем этом дети росли своенравными и скупыми, непослушными и гневливыми, раздражались по пустякам и не умели элементарно здороваться.
— Стремиться к материальному благополучию нам никто не запрещает, так ведь?
— Безусловно, никто не запрещает нам иметь материальные блага, мы призваны постоянно расти интеллектуально, обязаны совершенствовать свои профессиональные навыки, чтобы достигать высоких результатов в работе. В то же время нужно понимать, что для карьерного успеха, кроме профессиональных качеств и хорошего образования, нужны качества душевные – мужество, взаимовыручка, терпение, целеустремленность, инициативность. Но самое главное качество, которым должен обладать руководитель любого звена в Церкви и государстве, – это нелицемерная и самоотверженная любовь к людям, которыми ты управляешь. Если этого нет, тогда и другие качества не помогут, а точнее, человек по мере обретения власти превращается в коррупционера или диктатора, которого все ненавидят и презирают.
Евангелие решительно выступает против такого целеполагания в жизни. Оно говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Кто такие кроткие и почему они наследуют землю? Потому что они не гневаются и не раздражаются по мелочам и стараются, чтобы не им служили, а наоборот, хотят другим как можно больше послужить. Они не боятся стоять за правду. Естественно, что такое отношение к людям вызывает ответное к ним уважение и расположение. Так выходит, что они наследуют землю, ибо им многие доверяют и не опасаются поручить важные обязанности.
В большинстве своем ныне люди считают, что лишь напористостью, наглостью, лукавством, хитростью и обманом можно в жизни чего-то существенного добиться. По этой причине ровно 100 лет назад была устроена Октябрьская революция. Она проходила под красивыми лозунгами свободы, равенства и братства, но при этом организаторы посчитали, что всего этого можно добиться насильственным путем, без Бога, без исполнения Его заповедей. Дети, внуки и прилежные ученики тех строителей светлого будущего без Всевышнего и ныне в большинстве своем у руля власти. Отсюда вся их революционная риторика, воинственный настрой в отношении с ними несогласных, новые гонения на Православную Церковь и открытая поддержка тех раскольничьих церковных структур, лидеры которых давно или относительно недавно согрешили клятвопреступлением, из-за сиюминутных властных интересов и материального благополучия, как Исав, продали свое первородство.
— При этом действия их сопровождаются красивыми словами о любви к Отечеству…
— Именно! Однако, вне всякого сомнения, человек, который одержим страстью сребролюбия, никогда не может по-настоящему любить Бога и других людей. Как правило, он оказывается коварным предателем. Также желающий властвовать над другими невольно, но явственно выдает, что у него завышенная самооценка и он страдает гордыней. А ведь именно по этой причине был свергнут с небес денница и превратился в злого духа – диавола.
В первую очередь мы должны стремиться не к власти над другими, а учиться властвовать собой, своими пристрастиями и чувствами. «Владеющий собой, – говорит премудрый Соломон, – лучше покорителя городов» (см. Притч. 16:32). А Демокрит еще в дохристианскую эпоху утверждал, что мужествен не только тот, кто побеждает врагов, но тот, кто господствует над своими страстями. Также латинская пословица учит: «Дважды побеждает тот, кто, одержав победу, побеждает и себя». Вследствие этого победивший зло в себе наносит сокрушительный удар по всему мировому злу. Потому-то люди уходили и ныне уходят в монастыри и пустыни, чтобы в кругу единомышленников успешнее бороться со страстями, стяжать в своем сердце нелицемерную любовь и не рассеянно молиться за весь мир.
Чем меньше мы сталкиваемся с миром и его суетой, тем больше становимся ему полезными.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (74) раз