Новые люди и новая жизнь
В апостольском чтении 23-й Недели по Пятидесятнице святой Павел, размышляя о Господе, говорит: «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Святые отцы в толкованиях на это место предлагают замечательную мысль: слова апостола «творение» и «созданы» показывают, что в христианстве Всевышний как бы творит человека заново.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Здесь намекает он на воссоздание. Действительно, наше спасение есть второе творение: чрез искупление мы точно из небытия приведены к бытию. В том состоянии, в каком мы были прежде, то есть в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем прежде не были. Значит, дело возрождения нашего есть действительно творение, и притом творение, гораздо превосходнейшее первого. Тем творением мы призваны к жизни, этим же созданы способными к жизни доброй» (1).
Подобным образом рассуждает и святитель Феофан Затворник: «Как в начале в образованное из персти тело вдунул Бог дыхание Свое, и стал человек человеком, так теперь в оземлененных нас страстьми и похотьми – ставших нечеловеками, по призвании к вере, вдыхает Он Духа благодати, и мы становимся снова человеками. Без духа человек – не человек. Но по падении дух забит страстьми и похотьми и всякими грехами. Нисходит Дух благодати, оживляет дух человека, и человек – опять человек, только уже с другим именем, человек-христианин, яко помазанный Духом благодатным» (2).
Святитель Григорий Богослов называл само воплощение Бога Слова «вторым творением». Воспринимая на Себя нашу плоть, исцеляя в Самом Себе все последствия грехопадения, Господь словно заново творит человека. «Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого» (3), – говорит святой.
Однако не только в Рождестве Христовом произошло обновление человеческого естества. Это таинство случается и в том рождении Христа, которое происходит в наших сердцах. Темная пещера, где явился миру Спаситель, есть образ человеческой души. Отныне она способна сделаться вместилищем Божества, Его храмом. Поэтому и пишет Павел: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). Чудо Боговоплощения, совершившись однажды в истории, возобновляется в каждом верующем, приходящем ко Христу.
Поэтому в церковном богословии Христос и называется Новым Адамом. Он Сам явил нам таинство обновления человека, и во Христе мы все имеем возможность стать новыми людьми по Его образу.
Конечно, слова отцов о создании чего-то нового мы воспринимаем с оглядкой на ту мысль, что после окончания дней творения Бог не творит нового бытия на земле. Люди изначально были созданы для обожения, но из-за грехопадения утеряли связь с Творцом. В христианстве Господь обновляет нас согласно Своему замыслу и дарует нам новую, духовную жизнь. Поэтому и говорит апостол: «Кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Таким Адам и должен был стать в Господе – вкушение запретного плода помешало его духовному возрастанию. Итак, новый человек во Христе есть не принципиально иное творение, а исполнение Божьего замысла о нем.
Для чего Всевышний как бы творит нас заново? Мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела», – говорит Павел. Свое внутреннее обновление христианин призван являть в мире, творя добродетели. Как трагично, что Господь обновляет нас в Таинствах Церкви, обновляет для высшей жизни, но мы не живем согласно этому обновлению. Увы, у нас не получается жить только для добрых дел, но мы творим много дел злых. Мы гневаемся, завидуем, гордимся, осуждаем, мысленно блудим, обижаемся, недугуем сребролюбием, привязанностью к вещам… По сути, мы чаще всего попираем то обновление, которое предлагает нам Отец Небесный.
Например, когда отходим от Чаши, причастившись, мы уже становимся святыми, несем в себе Христа. «Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой [святой трапезы], став страшными для диавола» (4), – пишет Златоуст. Но долго ли длится эта новая жизнь? Неизбежно наступает момент, когда мы совершаем внутреннее отступление и теряем ощущение обновленной жизни, как будто бы ее и не было. Почему? Потому что для благочестия необходимы решимость, некое усилие веры.
Жить по-новому значит жить по заповедям Божиим. А это означает делать что-то не по материальным причинам и идти против своего ветхого человека, а это всегда мучительно. К примеру, если мы прощаем, когда нас незаслуженно обидели, мы вовсе не обязательно улучшаем свою жизнь. Не исключено, что нас будут обижать и дальше. Ради чего же прощать? Ради Господа и любви к Нему.
Или, скажем, ради чего давать милостыню, особенно если просящий тебе чем-то неприятен и ты подозреваешь в нем обманщика? Снова же, ради Господа. И молимся мы не ради того, «чтоб у нас все было хорошо», но только для того, чтобы час или два побыть с Богом. «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36).
Бог – единственная цель христианства. Как Он и говорил некогда левитам, не получившим своего земельного удела: «Нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» (Втор. 10:9). Жить по-новому можно только ради Господа и любви к нему. Качество нашей христианской жизни прямо пропорционально нашей любви к Всевышнему, и другого повода для обновленного бытия не существует.
Христос исполнил домостроительство нашего спасения и подарил нам возможность участия в таинстве нового бытия. Что нужно с нашей стороны? Требуются вера в Бога и любовь к Нему. От этого произрастает все остальное – и решимость, и подвиг, и святость.
Господь желает, чтобы мы были новыми людьми не только тогда, когда участвуем в Таинствах. Христианину необходимо почувствовать трагический разрыв между тем, кем мы можем стать в благодати Христовой и кем являемся в быту ежедневно. А почувствовав, затосковать по Царству Небесному и стать еще на земле человеком Царства.
Раб Божий призван быть новой тварью не только в храме, но и на всех своих жизненных путях, чтобы доказать свою причастность к иному бытию, опытно утвердиться в нем. Всегда носить в себе непреходящую новизну христианства и ежедневно являть ее красоту в буднях – такой призыв слышится из сегодняшних слов апостола Павла: «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
Дай нам Бог на этот призыв откликнуться!
Сергей Комаров
Православная Жизнь
1) Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на послание к ефесянам, 2:8 // Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:ef:02:08#svt_ioann_zlatoust
2) Святитель Феофан Затворник. Толкование на послание к ефесянам, 2:10 // Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:ef:02:10
3) Святитель Григорий Богослов. Цит. по: Митрополит Иларион (Алфеев). Встреча с Богом происходит в нашем сердце // Эл. ресурс: http://www.pravmir.ru/vstrecha-s-bogom-proisxodit-v-nashem-serdce/
4) Святитель Иоанн Златоуст. Цит. по: Священник Павел Гумеров. Таинство Причащения. Часть 5. Святые отцы о Таинстве Причащения // Эл. ресурс: http://www.pravoslavie.ru/31496.html
Просмотрено (31) раз