Выбрать страницу

Спасет ли мир красота, или Немного о современном женском образе

Спасет ли мир красота, или Немного о современном женском образеБольшая глупость для женщины, которая по-прежнему верит, что если она купит дорогую помаду, то принц примчится к ней на белом коне.

 

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Сколько удивительных ипостасей сокрыто в слове «женщина»: мать, жена, возлюбленная, вдохновительница героев, муза поэтов и художников, нежная, пылкая, искренняя, верная, вечно любимая и вечно прекрасная… Однако прекрасный идеал порой бывает так далек от той реальности, с которой нам приходится встречаться ежедневно. Жизнь мнет, давит, ломает этот удивительный образ, и вместо «Джоконды» да Винчи или «Весны» Боттичелли – перед нами предстают иные образы…

Бывает, смотришь: красавица, заговорила – «цветы завяли». Платон говорил: «Заговори со мной, чтобы я тебя увидел» и мы не видим человека, пока он не заговорит. Снаружи – картинка, а что у нее на сердце, в голове? Сейчас все красиво одеваются. Сейчас тряпки, косметика доступные, люди за собой следят, люди стали холеные. Кому сейчас за 50, помните, какая была юность у вас? Другая совсем! Другой выбор товаров, другие возможности для отдыха, досуг другой был, а сейчас не только холеные, яркие, но и ничего не боящиеся, раскованные. Хочешь – джинсы с дырками надену, хочешь – на голове устрою непонятно что. Никто никого и ничего не стыдится. О том, о чем про себя говорить стыдно, вслух кричат…

«Какая-то страшная эпидемия охватила род человеческий», – писал М. Пришвин, имея в виду, что жизнь человека все больше и больше сосредотачивается на внешности, в то время как душа остается в запустении. Всегда ли человек помнит и понимает, что он есть образ Божий? Каков же сегодня женский образ? На этот и другие вопросы попытаемся сегодня поговорить.

Всем известное крылатое выражение Федора Михайловича Достоевского, о том, что мир спасет красота, многими сегодня воспринимается по-своему. Сам классик безусловно имел ввиду красоту духовную. Это сказано писателем в менее известном, но гораздо более пронзительном изречении: «Мир спасет красота Христова». В «Братьях Карамазовых», говорит он, о двух противоположных понятиях красоты: в идеале Богородицы, и в идеале содомском. Сегодня говоря о красоте, мы часто подменяем понятия, потому как – «что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой».

Согласитесь, дорогие читатели, святой человек не может быть некрасивым. Но его красота не обман, не маска, не декорация, не косметика. Красота святого человека подлинна, потому что являет его сияющую душу. Вспомним, как светился лик преподобного Серафима Саровского, а ведь это был пожилой человек, согбенный, не отличавшийся какими-то, как говорят, особыми внешними данными. Обращали ли вы внимание на лица немолодых прихожанок в храмах? В обрамлении седых волос лицо без косметики, и… глаза. Глубокие, ясные, отражающие всю душевную теплоту и искренность.

Что-то неуловимое и прекрасное, подлинно женственное, безвозвратно исчезает с лиц современных красавиц, знойных и соблазнительных образцов массовой культуры. Женщины перестают быть прекрасными, они начинают использовать этот дар природы как выгодный и скоропортящийся товар. Надо успеть хорошо устроиться в жизни, а красота в этом деле – входной билет, красивой легче удачно выйти замуж, найти хорошую и интересную работу, сделать быструю карьеру и прочее. Для поддержания красоты выстроена целая индустрия всевозможных услуг – от косметических салонов до пластической хирургии. Массажи, фитнес-залы, spa-салоны, клиники пластической хирургии, диеты, фармакология – это лишь вершина айсберга. В результате красота становится для женщины неким фетишем, своеобразной формой зависимости – вся жизнь подчинена самоусовершенствованию. Бесконечные подтяжки, удаления морщин, изменение форм тела и так далее, и тому подобное.

Если спросить девушек, довольны ли они тем, как они выглядят, то очень редко можно найти ту, которой не хотелось бы изменить хотя бы часть своего тела или лица. Сегодня мир женщин находится под всецелым влиянием коммерческих журналов и визуальных СМИ, последние по-варварски навязывают определенную модель женщины, практически не существующую в реальности или достижимую только путем страшной «ампутации» собственного духовного существа. Производители парфюмерии, косметики, одежды, обуви и прочего умело играют со страстными натурами, подогревая и разжигая их до безумия. Нынешние девушки, а завтрашние женщины испытывают, таким образом, колоссальный прессинг современных шаблонов. Сегодня понятие красоты из некой тайны превратилось в набор размеров и модных пропорций тела, достигаемых путем голодания и истязаний.

Вот что говорит нам Священное Писание: «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо» (Книга пророка Исаии 3 гл.). Вот реальность духовного пространства, о которой мы забываем.

Зачастую современная женщина украшает себя, прежде чем выйдет из дома, и, нежно помахав ручкой своему супругу, отправится на работу, в магазин или еще куда-то с довольным видом, привлекая взгляды мужчин. Хочется спросить: «Дорогие жены, разве вам нравится, когда ваши мужья смотрят на других женщин?» Так зачем же привлекать взгляды других, в то время как перед своими мужьями женщины нередко бывают в растрепанном виде и мятом халате? Конечно, скажет дорогой читатель, потенциальная невеста привлечет к себе внимание юноши быстрее, если будет выглядеть вызывающе, но ее вызов вряд ли будет воспринят как желание стать верной женой и заботливой мамой. Образ хранительницы семейного очага несовместим с нескромностью и бесстыдством, а судьбы красивых и ярких барышень бывают, в большинстве случаев, несчастны. Как сказал премудрый Соломон: Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная (Прит. 11, 22).

Конечно, женщинам свойственно украшаться, но в украшениях должна быть своя логика и мера. В своем послании апостол Петр утверждает, что надо начинать с самого главного – с сердца. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3, 3-4). А апостол Павел добавляет: Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2, 9-10). Необходимо понимать, что «духовные украшения» выше всяких иных украшений и должны приобретаться в первую очередь. Невозможно компенсировать отсутствие внутренней красоты – этого богатства сокровенного женского сердца – блеском и роскошью украшений, яркой и модной одеждой с бесстыдным подчеркиванием своих внешних «достоинств».

Представьте себе женщину, которая делает очередную операцию по подтяжке лица и в зеркале, в которое глядит после снятия швов, видит уже не свое лицо, а чужое, зато гладкое, без единой морщинки. Ужас! Герберт Уэллс не додумался до этого, он остановился на этапе исчезновения, если вспомнить его «Человека-невидимку». Есть, правда, похожий образ из классической литературы. Герою Оскара Уайльда, в его «Портрете Дориана Грея», могут позавидовать многие современные женщины. Помню, как-то мне пришлось общаться с одной достаточно успешной женщиной. Она зарабатывала достаточно, чтобы регулярно посещать всевозможные процедуры по улучшению своего внешнего облика. В одной из наших встреч, она сказала искренне и с отчаянием: «Мне всё так надоело! Эти дурацкие развлекательные поездки, массажи, тренажерные залы. Я зарабатываю, чтобы всё потратить на эту жизнь, и опять зарабатываю, и опять трачу… Это какой-то дурной бег по кругу, у которого нет конца. Я не хочу больше крутиться в этом колесе. Я хочу обрести иной смысл своей жизни!»

Осознание того, что жизнь – это нечто большее, чем деньги и удовольствия, подтолкнуло ее к поиску иных смыслов. Она постепенно стала заниматься благотворительностью и через короткое время совершенно изменила свою жизнь. Нет, она не бросила работу и не ушла в монастырь. Просто она почувствовала глубинную радость от того, что может помочь кому-то, что ее жизнь нужна не только ей самой. Ее душа, ее сердце открылись навстречу любви и состраданию, и это дало ей иное, более глубокое ощущение красоты и собственной жизни. Она встала на путь обретения себя, а не только своей внешности.

Предложу читателю некоторые интересные размышления по этому поводу, известного религиозного философа Ивана Ильина: «Каждый человек получает свое лицо и свое тело не как нечто окончательное, раз навсегда завершенное, а скорее, как исходную точку, предварительно данный материал, пластическая обработка и формирование которого предоставляется, доверяется, поручается его душе. Он должен жить в своем теле и творить его; а то, что он переживает в душе, непосредственно и неизбежно запечатлевается в его теле и в чертах его лица. Ведь, как говорил Гете: «Что внутри – то и снаружи». Внутреннее уродство искажает самое красивое лицо; внутренняя красота освещает и облагораживает самые неудачные черты так, что они становятся незаметными. Каждая некрасивая женщина может и должна стать красивою. Но – изнутри, только изнутри, не путем этих поверхностных внешних «поправок», которыми так безнадежно стараются наверстать упущенное внутри…»

Тема, которую мы обсуждаем, будет выглядеть поверхностно если не вспомнить конкретных вопросов, связанных с женской красотой.

«Грех ли краситься?»Это зависит от того, как женщина относится к этому процессу. Иногда его можно озвучить так: «Ах, Господи, как Ты плохо меня сделал, вот, что это за цвет губ? А глаза почему такие невыразительные? Что ресницы, погуще и подлиннее нельзя было сделать?» – и женщина исправляет то, что, по ее мнению, не получилось у Творца. В таком случае – это грех, надо его исповедовать, то есть исправлять.

Зачем женщины наносят макияж? Юная девушка – для того, чтобы выглядеть взрослее, а также для модного вида. Женщина постарше – чтобы выглядеть прилично и как все. Иногда – чтобы придать своему бледному лицу какие-то краски, чтобы выглядеть ярче. Иногда – чтобы скрыть «недостатки». Как правило, под макияжем женщины скрывают недовольство своим внешним видом, разочарование в собственной внешности, или стремление вернуть ускользающую красоту, придав своей внешности те черты, которыми они не наделены от природы. У меня вообще складывается впечатление, что нам насильно «скармливают» идеал вечно накрашенной женщины, нам показывают ведущих, актеров, фотомоделей, над которыми долго работали гримеры, нам показывают ретушированные на компьютере лица, которым нам положено соответствовать. Мы отвыкли видеть не накрашенное лицо.

Более того, нам навязывают образ «новой золушки». То есть, есть некрасивая девица, неуверенная в себе, на которую принц не обращает внимания. Стоит ей сходить к визажисту, одеться помоднее, причесаться, и она – уже «принцесса», и принц бежит к ней в объятья. Я вот думаю, а принц что, не понимает – когда он ее умоет и разденет, там будет по-прежнему золушка. Думаю, большая глупость для женщины, которая по-прежнему верит, что если она купит дорогую помаду, то принц примчится к ней на белом коне. Многие представительницы слабого пола не в состоянии понять – что мужчина интересуется не столько одеждой, гримом, косметикой, аксессуарами, цветом ее волос, сколько самой женщиной, генерирующей жизнь и радость в любви и деторождении. Поймите же наконец-то, женщина живет не для того, чтобы ходить по подиуму, быть моделью, манекеном, звездой, а чтобы стать женой и матерью.

«Почему Церковь не одобряет пирсинг и татуировки?»Господь предупреждает Свой народ не делать никаких нарезов и наколок на теле: Книга Левит (19:28): «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь». Также Книга Второзакония (14:1): «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем». Итак, пирсинг, наколки и нарезы на теле имеют языческие и оккультные корни. Слово Божье учит нас, что наши тела являются храмом Святого Духа, и что никто не имеет права осквернять этот храм. Первое послание апостола Павла к Коринфянам (3:16): «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Также 1 Коринфянам (6:19-20): «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». Татуировки и другие нарезы и наколки на теле – то же, что кощунственные надписи на стене храма. Они не украшают храм, а оскверняют его.

Или вот еще одна цитата – Книга Бытия (1:31): «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Итак, человек создан Богом очень хорошо. Те, кто считает, что наколки и нарезы на теле могут усовершенствовать творение Бога, сделать его ещё красивее и привлекательнее, делают вызов Творцу. Они своими татуировками, проколами и нарезами свидетельствуют о том, что Господь создал их недостаточно хорошо. На самом же деле – это просто членовредительство. Таким образом Церковь не может принять подобных действий, потому что человек создан Богом как личность, обладающая физической цельностью, которая не должна нарушаться ничем. Тату и пирсинг – это свидетельство таких грехов, как тщеславие, отсутствие самоуважения, отсутствие надежды на Бога; они обнаруживают неуверенность в себе тех, кто стремится проявить себя с помощью подобных внешних приемов, а не своей душевной и физической красотой, данной Богом.

Подобное «украшение» может демонстрировать нежелание следовать общепринятым нормам. Но это легкомысленный подход. Ведь стремление выделиться с помощью таких внешних приемов вовсе не предполагает наличия у вас более высокого, чем у других, интеллекта, большей душевной развитости, и потому не принесет вам большего авторитета, уважения или почета. Оно станет экстравагантным и смешным отличием, которое заставит подозревать вас в отсутствии вкуса и недостатке воспитания. Никаким способом выражения свободы это не является, потому что вы не свободнее других, если ведете себя эксцентричнее. Что же касается кумира, которому вы подражаете, то и тут абсурдно надеяться, будто благодаря этому вы получите какое-нибудь преимущество. Вы отказываетесь от собственной зримой идентичности, чтобы стать искаженной копией каких-то персонажей, которые сами пребывают в кризисе идентичности.

И напоследок несколько дельных советов от известной и красивой актрисы Одри Хепберн:

  • Красота женщины – не в одеждах, которые она носит, не в ее фигуре, и не в прическе.
  • Красота женщины должна быть видна в ее глазах, это дверь в ее сердце, то место, где живет любовь.
  • Настоящая красота женщины отражается в ее душе.
  • Красота женщины проявляется в ее заботе и любви.
  • Красота женщины растет по мере того, как годы уходят…
  • Чтобы губы были красивыми, говорите только добрые слова.
  • Чтобы глаза были красивыми, ищите в людях только хорошее.
  • Чтобы фигура была стройной, поделитесь едой с голодными.
  • Чтобы волосы были красивыми, пусть с прядями каждый день играет малыш.

Епископ Александрийский и Светловодский Боголеп
Alexandria-eparhia.org.ua

Просмотрено (62) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »