Выбрать страницу

По стопам самарянина, или Для кого я ближний

По стопам самарянина, или Для кого я ближнийВот главный урок притчи, рассказанной Христом: не рассуждать, кого считать себе ближним, а прилагать все усердие к тому, чтобы самому оказаться готовым к встрече с нуждающимся в помощи.

Не так давно мне на глаза попалось описание одной реальной истории, которая дольше обычного задержалась в памяти. Хотя само происшествие, описанное в ней, весьма характерно для нашего времени, поступок одного из действующих лиц, напротив, мне показался весьма необычным и, осмелюсь утверждать, несвойственным нашему современнику.

«Реконструкция»

Дело было где-то на площади трех вокзалов. «Повздорили двое нищих. Один из них сильно оттолкнул приятеля и тот, неудачно упав, ударился затылком о край ступени. Рана оказывается опасной: кровь льется ручьем, образуя большую грязную лужу»[1]. Ситуация привлекает внимание нескольких десятков прохожих, которые в течение минуты собираются вокруг, наблюдая за происходящим. «Скорую», конечно, вызвали, но на более личное участие в судьбе бедолаги не так-то просто решиться, ибо «умирающий настолько отвратителен, что едва походит на человека: вся голова его покрыта какими-то страшными язвами; запах тлена и нечистоты создает невидимый, но совершенно непреодолимый барьер». Покинуть же его и пойти дальше по своим делам уже не позволяла совесть. Как результат, «зажатые отвращением и собственной совестью люди не двигаются». И тут вдруг стоявший здесь же молодой иеромонах раздвигает толпу, подходит к умирающему и, резким движением оторвав рукав своей одежды, пытается сделать ему перевязку… К сожалению, нищий умирает у него на руках, и прибывшая карета «Скорой помощи» укладывает его в специальный мешок и увозит в определенное для таких случаев место. По прибытии «Скорой» толпа быстро рассосалась, невольные зрители продолжили свой так неожиданно прерванный путь, а молодой иеромонах вернулся к своему товарищу, на лице которого изобразилось нескрываемое отвращение от всего, чему он стал сейчас свидетелем. Видя такую реакцию товарища, батюшка произнес слова, которые более всего тронули меня в этой истории. Он стал как будто оправдываться перед своим спутником: «Понимаешь, я случайно взглянул на его руки. А там, на этих руках, морщинки, как у моего отца»…

Подобные примеры, глубоко в этом убежден, бесценны для нашего общества, опутанного разнообразными «сетями», заблудившегося в них и теряющего реального ближнего. Будучи своего рода «реконструкцией» известной притчи Христовой о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 25–37), помещенной в современный социальный контекст и разукрашенной современными красками, такие, увы, редкие истории как будто вновь открывают нам Христа, показывая, как Он поступил бы в подобной ситуации. Живо напоминают нам, имеющим порой замыленный взгляд на евангельский текст, Каков Христос, а значит, какими должны быть и мы, Его последователи. Самарянин в этой притче, как мы помним, в первую очередь прообразует Самого Христа, открывшего миру любовь Бога к человеку, главное свойство которой – жертвенность. Но в то же время образ действий самарянина в отношении израненного человека представляет собой и руководство для всякого христианина, ибо христианин призван Христу подражать в Его жертвенной любви.

Морщинки моего отца

Притчу о милосердном самарянине попытаемся осмыслить ниже, а сначала немного поговорим о мысли, высказанной иеромонахом в конце этой истории.

Обсуждая наше отношение к ближнему, мы часто встречаемся с богословским рассуждением о том, что в этой области наша жизнь должна быть предельно христоцентрична. В этот сложный термин помещена достаточно простая мысль: в каждом человеке, которого мы встречаем на своем жизненном пути, мы призваны увидеть Христа и отнестись к нему так, как отнеслись бы ко Христу. Подобный взгляд на человека, бесспорно, соответствует логике Писания. Однако при обсуждении проблемы отношений с ближними мы не можем не учитывать тот факт, что в современном обществе далеко не для каждого Христос, если можно так сказать, «объект» любви. Далеко не всякий любит Христа как Отца, а кому-то Он и вовсе неизвестен или даже ненавистен. И в таком случае отношение ко Христу не может служить нравственным ориентиром при решении вопроса об отношении к людям.

Для того чтобы любовь к Богу стала подобным ориентиром, необходимо воспитывать ее с детства через отношение к отцу. Когда ребенок воспитывается в духе любви и уважения к отцу, когда отец – образ Отца Небесного – обладает в семье безусловным авторитетом и является нравственным ориентиром, тогда лишь можно насадить в душе ребенка такую любовь к Богу, которая может стать для него ориентиром в отношениях с ближними. Случай с иеромонахом показателен своего рода «механизмом», который действует в таких случаях. Священник через такую трогательную черту, как морщинки, увидел в умирающем своего отца и, возлюбив его, как отца, совершил такой жертвенный поступок.

Здесь можно говорить о некотором условном психологическом «механизме», очень действенном в нас для возбуждения любви к ближнему. Своего рода «шестеренки» этого «механизма» – перенос наших чувств к кровным родственникам на тех, кто обращается к нам за помощью. Например, обратился к вам незнакомый молодой человек с просьбой помочь. Представьте, что ваш любимый сын может попасть в такую же ситуацию, что вполне возможно, и будет просить кого-то о подобной помощи. Тотчас ваше сердце согреет теплая жалость к обратившемуся к вам, и вы поступите с ним как с сыном. Встретились вы на пути с незнакомой женщиной, которая плачет и о чем-то вас просит? Вообразите, что ваша мама вот так при случае обратится к кому-то за помощью, и вы ощутите в эту минуту в женщине свою, а не чью-то маму. Этот «механизм» действует и тогда, когда мы поставим себя на место того, кто к нам обращается за помощью. Святитель Феофан Затворник пишет об этом, рассуждая над заповедью «Возлюби ближнего, как самого себя» (см.: Лк. 10: 27):

«Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше “я”, то не жди добра».

Мысль святителя Феофана, чтобы это было до конца понятно, такова: обратился кто к тебе за помощью, сразу же поставь себя на его место. Представь, что это не он, а ты сейчас обращаешься за помощью, пришел уже с последней надеждой и сердце твое колотится от волнения: какой же будет ответ? Представь и то, с какой скорбью отойдешь ты, если получишь отказ в просьбе. Вообразив все это живо, почувствуешь теплое сострадание к пришедшему и уж точно не оставишь его ни с чем.

«Священник и левит»

Однако вернемся теперь к самой притче о милосердном самарянине. Каждая притча для христианина – это, прежде всего, шанс увидеть себя со стороны, признать свои заблуждения и исправить ошибки. Желая этого, обратим сперва свое внимание на священника и левита – иудейских священнослужителей, – о которых сказано, что они, увидев израненного человека, прошли мимо. Смысловая «красная нить», связанная с ними – мысль о том, что мимо страдания человека безразлично прошли именно те, кто в первую очередь должен был проявить сострадание – служители Бога Вышнего. Возможно, у них при этом было и некое оправдание, которое помогло им победить укоры совести, ведь нельзя же просто так пройти мимо. Таким оправданием, например, могла быть мысль о том, что человек уже умер или умрет в процессе оказания помощи, а им при исполнении по Закону нельзя было прикасаться к трупу. Эта мысль была у них или какая иная, наверное, не так уж и важно. Нам важно предостережение Слова Божия, очень убедительно звучащее и в наше время: глухими к страданию случайного встречного порой могут оказаться именно служители Бога-Любви. И при этом у них, разумеется, тоже будут «оправдания».

Если мы попробуем самих себя поставить на место священника и левита, мы почувствуем горькую правду этих слов. Какие мысли первыми приходят в голову, когда мы видим лежащего на земле человека, особенно если на нем видна кровь и если это в малолюдном месте? «Человека избили, и скорее всего это произошло недавно и бандиты где-то поблизости. Надо скорее уходить подобру-поздорову». Или: «Пьяный, наверное, упал и ударился. Пусть отоспится, не потащу же я его». Мы, конечно, помолимся, кто-то вызовет машину «Скорой помощи», но этим, как правило, все и ограничивается. Но достаточно ли этого для служителя Самой Любви?

Или, вспоминая случай у трех вокзалов, зададимся вопросом: а какие мысли посещали тогда всех тех, кто фактически безучастно наблюдал за гибелью человека? Ведь среди них наверняка немало было и тех, кто декларируют себя христианами. Нам несложно будет ответить на этот вопрос, ибо и у нас нередко появляются подобные мысли: «это бомж, и он сам выбрал такую судьбу»; или: «не стоит прикасаться к этому человеку – не мешало мне еще заразиться чем-нибудь!»; или и вовсе отстраненное: «в такой среде выживает лишь сильнейший». Подобные помыслы – плод самолюбивого сердца – рождаются в нас отнюдь не только в подобных незаурядных ситуациях. Они хозяйничают в нашей душе всякий раз, когда нам надо бы, напротив, явить жертвенность. Надо помочь кому-то деньгами – так нам самим не хватает, семья-то не маленькая. Нужно кого-то поддержать, потратив на это время, – так мы и так с детьми редко бываем, и нам скорее бы в семью. Или кто-то хочет воспользоваться нашей силой – так мы и так изматываемся на работе, и на домашние хлопоты сил надо оставить. И так до бесконечности: мы всем готовы помогать, но только до тех пор, пока не потребуется некоторая жертва. А надо бы совсем иначе! У меня, к слову, есть знакомый, который в ситуации, когда совсем не остается в кошельке средств, поступает весьма «чудно»: достает последнюю тысячу и раздает ее нуждающимся. «И, – рассказывает, – не понимаю, откуда только потом деньги берутся». Опыт!

«Самарянин»

Самарянин – совсем иная история. Его жертвенный поступок – своего рода откровение Слова Божия о том, что нередко те, кто в очах окружающих – грешны и недостойны, отличаются в жизни не только порядочностью, но порой показывают всем пример жертвенного служения. В отличие от всё тех же «праведных» и «достойных».

Живые примеры доброй нравственности можно увидеть, просто внимательно посмотрев вокруг

Самаряне – жители Самарии, средней области Палестины. Смешавшись после осады Самарии ассирийским царем Салманассаром по крови с язычниками и отвергнув все священные книги, кроме Моисеевых, самаряне стали изгоями в прежде едином с ними еврейском обществе. Самарян презирали как язычников, считали неверными и недостойными вхождения в Царство Мессии. Однако, вопреки подобному отношению, в евангельской истории самарянин – нередкий добрый персонаж, что неслучайно. Для иудеев, кичащихся своим происхождением и религиозной принадлежностью, появление самарянина рядом с Христом или из Его уст всегда было горьким лекарством против их гордости. Не следует, – говорил Господь, – судить о человеке по происхождению или даже религиозной принадлежности, ибо истинное достоинство лишь в нравственных качествах. Для нас же, современных христиан, здесь и еще один урок: живой пример доброй нравственности можно почерпнуть, не только захаживая в храмы или к благочестивым друзьям, но и просто повернувшись на 360 градусов. 24 часа в сутки и 7 дней в неделю мы могли бы учиться у окружающих, ибо среди неверных и даже неверующих мы нередко можем видеть многое из того, что у христиан ныне в дефиците. Думаю, не только мне известны семьи, которые трудно было бы отнести к классически христианским, но где в то же время супруги никогда не кричат друг на друга и на детей; где мужья и боковым зрением не глядят на других жен; где дети на примере старших учатся глубокому уважению к родителям. Этот список можно продолжать, и он будет все об этом же – о том, чем современные христиане нередко, увы, не могут «похвалиться».

Не умолчим и о случаях, когда те, которых мы обычно почитаем неверными или же христианами «вполсилы» (ибо не молятся, не причащаются, не постятся), своей жизнью являют пример Христовой жертвенной любви к ближнему. Вспомним хотя бы «святого доктора» католика Гааза, всю жизнь посвятившего облегчению участи узников Российской империи. Нередко вставая на колени и перед Государем Императором, и перед губернаторами, и перед начальниками тюрем, он повторял: «Унизительно бывает просить на коленях милостей для себя, своей выгоды, своей награды, унизительно молить недобрых людей о спасении своего тела, даже своей жизни… Но просить за других, за несчастных, страдающих, за тех, кому грозит смерть, не может быть унизительно – никогда и никак». Все свои немалые средства, заработанные незаурядным умом и поистине каторжным трудом, Гааз отдавал на благотворительность. Когда он скончался, оставшихся после него денег не хватало даже на его похороны. Хоронили его за казенный счет, и за его гробом бесконечной вереницей тянулись десятки тысяч человек.

Или другой пример, уже из нашей современности. Всем памятен страшный теракт в школе Беслана в 2004 году. Тогда в числе погибших при штурме школы числились и десять бойцов наших спецподразделений «Альфа» и «Вымпел». Среди них – ныне герой России лейтенант Андрей Туркин. Когда террорист забросил гранату в спортзал школы, где сидели сотни детей и учителей, Андрей накрыл гранату своим телом, подарив им свою жизнь. И подобных примеров немало…

По стопам самарянина

Вопрос, заданный Христом хитрому законнику сразу после притчи, меняя акценты, вполне обнаруживает всю несостоятельность законнических представлений о взаимоотношениях с ближними. Спросив: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?», Христос научил его тому, что изначальная постановка вопроса о том, кого считать ближним, вполне неуместна. Не о том следовало ему рассуждать, кого считать себе ближним, а прилагать все усердие к тому, чтобы самому оказаться готовым к встрече с нуждающимся в помощи.

А священника с левитом осуждать не надо – не дело христианина кого-либо судить. Его нынешнее дело, взирая на самарянина, отбросить за ненужностью все рассуждения о том, кто достоин его помощи, а кто нет, и смело следовать по его стопам, ибо весь «урок содержится в заключительном призыве: “иди, и ты поступай так же”»[2].

Священник Димитрий Выдумкин
Православие.Ru


[1] Простые ответы на вечные вопросы. М., 2012. С. 182.
[2] Кассиан (Безобразов), епископ. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 91.

Просмотрено (25) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее