Чем отличается рай от Царствия Небесного? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Чем отличается рай от Царствия Небесного?

Чем отличается рай от Царствия Небесного?

Впервые упоминание о рае мы встречаем в первой Книге Ветхого Завета – Бытии. В первых главах говорится о том, что для человека как венца всего творения Божия Бог устраивает особое место обитания: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8).

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, рай – это место блаженства, подлинно божественная страна и достойное жилище для человека, сотворенного по образу Божию. Между прочим, желая подчеркнуть особое устроение и предназначение рая, преподобный замечает, что в раю, созданном («насажденном») исключительно для человека, не обитало ни одно неразумное животное. По мысли святых отцов, главным блаженством человека в раю была возможность непосредственного общения с Богом. Однако в результате грехопадения человек отстранился от Творца, соделал себя недостойным такого блаженства и был изгнан из рая. Грех настолько сильно извратил человеческую природу, что человек, даже осознав бедственность своего положения и то, что без Бога подлинная жизнь невозможна (о чем и говорят, собственно, практически все ветхозаветные пророки), собственными силами никогда не смог бы возвратить себе утраченное блаженство. Именно поэтому, по мнению одного современного богослова, вся человеческая культура – это не что иное, как плач человеческого сердца пред закрытыми вратами рая.

Следовательно, рай – это место изначального человеческого блаженства, которое, впрочем, однажды было утрачено самим человеком. Но если в Ветхом Завете понятие о рае имеет несколько материальные категории (потому что человек был изгнан из конкретного места в конкретное время, в результате чего были изменены и природные условия, такие как, например, произрастание «терния и волчцов»), то в Новом Завете говорится о рае как о некой духовной области. Бог становится человеком и приносит Себя в жертву, чтобы вновь вернуть людям утраченный рай.

Однако при этом Христос говорит о рае вовсе не как о некой географической местности: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), а далее уточняет: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).  Объясняя эти слова, преподобный Ефрем Сирин пишет: «Войди внутрь себя самого и ищи там Царствия Божия. Оно действительно там, как Господь Сам научил нас в Евангелии Своем. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его; потому-то и говорит Он, что Царствие Божие внутрь вас есть».

Преподобный Симеон Новый Богослов изрекает: «Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятаго Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама; но когда праотец наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятый и Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтобы опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежало нам престать и очиститься от грехов. Но как мы не могли сего сами собою сделать, как измаранное платье не может отмыться само собою, и еще без воды, то пришел наконец Сам, могущий обмыть нас и очистить, чтобы очистить нас, и очистив, Богу открыть вход в нас и Царствие Его вселить в нас».

Таким образом, понятия «рай» и «Царство Небесное» со времени пришествия Христа становятся синонимичными: и первое, и второе указывают на возобновление общения с Богом и возможность обожения. Упоминаемый уже нами преподобный Симеон Новый Богослов поясняет: «Человек тогда получает вход в рай, когда делается причастным Божественной благодати Христовой и верою опять стяжает то, что имел в начале и что потерял неверием, не поверив словам Божиим, а поверив словам змия». Именно поэтому Господь на просьбу благоразумного разбойника: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» – отвечает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:42, 43).

Андрей Музольф
Православная Жизнь

Просмотрено (152) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов