Выбрать страницу

Мы не научились благодарить

Исцеление прокаженных. Мы не научились благодаритьВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Мы часто слышали в детстве рассказ о волшебном слове. В детском рассказе это слово «пожалуйста». Оно делает близких отзывчивыми и внимательными к просьбам мальчика – героя рассказа, хотя еще совсем недавно его грубые требования раздражали их и вызывали ответную грубость.

В незатейливом рассказе передается простая истина о необходимости уважительного отношения к ближним, о благодарности к тем, кто участвует в нашей жизни. Но мораль этого повествования есть только тень истины большей, которую попытаемся понять.

Однажды Спаситель исцелил – очистил от проказы – десять человек (см.: Лк. 17: 12–19). Отверженные и родственниками, и обществом как носители заразы, они сами должны были заботиться о своем существовании, объединяясь в небольшие группы. Остальные, здоровые люди большего для них сделать не могли. И вот, увидев Христа Спасителя, приближающегося к одному из селений, у которого они побирались, стали они издали кричать: «Иисус Наставник! помилуй нас». И сразу получили просимое. Очистились и исцелились. Опять стали полноправными гражданами общества, поспешили вернуться в него, забыв, возможно, от радости и о том, что им надо показаться священнику, который один только мог по закону засвидетельствовать их исцеление, и впопыхах не поблагодарив Того, Кто исцелил их.

Так растворились они в безликой толпе современников Христовых, желавших от Него чуда, хлеба, власти. Смешались с ними, ушли в небытие без Бога, спеша наверстать упущенные житейские возможности.

Только один возвратился благодарить.

Нас может удивлять и даже возмущать пример такой неблагодарности и душевной черствости. Но бывает, что мы сами, получив что-либо доброе в жизни, считаем это мелочью, уверены, что давно уже достойны этих даров или услуг, и потому даже не смотрим на дающего, презираем его труд, уничижаем словом или в мыслях, считаем подателя ниже своего достоинства, чуть ли не рабом или крепостным.

И потому, прежде чем огорчаться чужой неблагодарностью, мысленно оглянемся вокруг себя – не для того, чтобы найти своих должников, а для того, чтобы вспомнить, скольких обидели своей неблагодарностью. Вспомним и не будем никого судить – кроме самих себя.

Научившись просить, мы не научились благодарить.

Но и в просьбах и молитвах к Богу мы часто только требуем. «Дай!», «мне!!», «почему другим, а не мне!!!» – вот часто истинные и потому страшные скрытые слова наших молитв. По их духу мы более похожи на почитателей бога богатства и благополучия мамоны, чем на последователей Христа Спасителя, распятого на кресте.

О полученных от Бога милостях мы быстро забываем, а скорби, нужду, болезни тем более считаем признаком неблагополучия и наказания. Ропщем и обижаемся на весь мир и Самого Творца. И эта неблагодарность тяжестью лежит на нашей душе.

В таком помрачении мы не можем дорожить и беречь дар благодатного обновления, получаемого от общения с Богом. Мы не успеваем понять, что мы общались с Самим Господом Богом, получили от Него прощение грехов, слышали Его слово, что Он находится среди нас, по Своему обещанию: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). И неблагодарность, омрачая наш ум и нашу душу, проводит нас мимо Богообщения. Так не поняли это и сегодняшние евангельские прокаженные, с очищением от болезни возвратившие себе право вместе с другими молиться в храме Божием.

А бывает еще и так, что, получив просимое, мы в малодушном страхе пытаемся убежать от Бога, понимая, что прежняя жизнь без Него уже невозможна, но мы не можем расстаться с грехом, которому полностью поработились. Но Господь, зная нашу человеческую слабость, не отвергает, не обижает и уж тем более не проклинает нас. Он терпеливо и милостиво ждет.

И тот, кто возвращается к Нему, слышит слова: «Вера твоя спасла тебя».

Те же слова: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5: 34), – услышала женщина, о которой сегодня читалось в Евангелии в память святой великомученицы Варвары. Потому что подвиг ее любви и подвиг ее веры соответствовал той вере, которую испытывала эта женщина к Христу Спасителю.

Христос шел через толпу, и, как пишет евангелист, толпа мешала Ему идти, но она мешала Ему идти не потому, что жаждала слышать и исполнять слово Божие. Она жаждала чудес, она жаждала хлеба, она жаждала внешних знаков благополучия и богатства. И только одна единственная женщина нашлась в этой толпе, которая с любовью, со смирением и страхом прикоснулась к Спасителю и получила исцеление от своей болезни. Не она одна была больна в этой толпе. Вся толпа была больна – пороками душевными, проказой духовной. И только одна женщина, осознав свою болезнь, получила исцеление от Того, Кто единственный мог исцелить ее.

Святая Варвара жила в III веке. Отец, охраняя ее красоту, держал ее взаперти до совершеннолетия – в башне. С этой башни взирая на красоту внешнего мира, она познала красоту, благость и всемогущество Сотворившего всё вокруг. Когда же пришло время выбора жениха, отец дал ей волю. Как же поступила святая дева?

Наверное, не только одна из десяти, но и одна из тысячи дев не поступила бы так, как поступила она.

В городе она нашла христиан и приняла Святое Крещение.

Отчаянию и ярости отца-язычника, который занимал высокое положение в обществе и воспринял этот поступок дочери как личное оскорбление, не было предела. Он сам отвел дочь на суд к правителю, и тот после увещеваний и истязаний телесных отдал Варвару на казнь ее собственному отцу. И отец в омрачении отсек дочери голову.

Так приняла святая Варвара за любовь ко Христу и верность Ему смерть в этой жизни временной, чтобы войти в жизнь вечную и память Церкви. Храня память о святой, мы молимся ей: «Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши и, яко птица, избавися от них помощию и оружием Креста, всечестная».

Будем с благодарностью принимать от Господа не только благое, но и скорби

Почтить ее память мы можем только одним – как и она, чтя слово Божие, с благодарностью принимая все от Господа, не только знаки внешнего благополучия, которые до времени, пока мы еще малолетни духовным опытом, посылаются нам Господом, но и знаки скорбей, посылаемые нам по мере нашего духовного взросления. Будем с благодарностью и верою принимать эти знаки милости Божией, не будем отвергать их. И будем молиться святой великомученице Варваре о том, чтобы она укрепила нас на нашем скорбном жизненном пути, чтобы мы не умерли без покаяния и в последние дни жизни сподобились причаститься Святых Христовых Таин, со святой Чашей которых она изображается обычно на иконе. Аминь.

Иеромонах Никон (Париманчук)
Православие.Ru

Просмотрено (33) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее