Как обрадовать Святителя Николая? Несколько слов о главных врагах Церкви
Как известно из Предания, Святитель Николай Мирликийский был ревностным защитником чистоты православия. Стремление к истине, выраженное в желании защищать свою веру от ереси, занимало его ум и сердце, окрыляло в проповедях, поддерживало в гонениях и заключении, освящалось Духом Святым в самые ответственные моменты его жизни. О поисках истины, врагах Церкви и Святителе Николае Чудотворце рассказывает митрополит Антоний (Паканич).
Враги Церкви
Врагом может стать любой человек, называющий себя христианином, но сознательно не принимающий и разрушающий православное вероучение. С чего это начинается? С простого высокоумия.
Кажущиеся иногда незначительными и безобидными искажения или субъективные толкования ведут к грубым, антидогматическим и раскольническим отклонениям.
У Господа нашего, основателя Церкви Христовой, две природы – Божественная, то есть неземная, и человеческая, земная. Так же и Его Церковь двусоставна – Церковь надмирна, но в то же время Она существует для спасения мира.
В синтезе этих двух природ и находится полнота истины церковной.
Несовершенный человеческий разум не всегда в состоянии вместить и объять эту полноту, поэтому, не освоив тернистый путь познания истины, человек находит более доступное и зачастую ошибочное объяснение устройству Церкви, Ее предназначению и всячески искажает представление о Ее Создателе.
Так, в помощь христианам святыми отцами Церкви на IV Халкидонском Соборе, собравшемся в 451 году, был установлен догмат «исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека…»
Это значит, что Христос есть Бог: и мы сами в Нем, во Христе, в теле Его Церкви, приобщаемся Божеству, «обожаемся».
Необходимость такого уточнения к существовавшему уже тогда Никео-Цареградскому символу веры была объяснена участниками Собора как противодействие упорному стремлению людей отступить от верного прямого пути к Истине, то есть принятия двух природ во Христе. Отклоняясь от Божественной истины, они неизбежно попадают на распутье заблуждений, где всяческие попытки найти новую дорогу заведомо ошибочны, а порой и трагичны. Заблудшие продолжают блуждать, запутываясь и углубляясь в еще большие дебри.
Такую картину мы наблюдаем и сегодня. Люди, не способные принять учение Христа во всей полноте, разрывают и раздробляют Его и Церковь на мелкие части.
Распространенные заблуждения
Одни требуют от Церкви быть тем, чем Она не является по своей сути. Церковь призывают отвечать на вызовы, перед которыми Она безмолвствует в силу Своей надмирной свободы. Ее пытаются втиснуть в земные рамки: поставить в зависимость от существующих мирских понятий и явлений, втянуть в происходящие процессы, растворить в мире.
Каждый настоятельно требует от Церкви мирских проявлений в зависимости от национальных, политических, культурных, социальных и прочих взглядов. Многие хотят поставить Ее в ряд с другими силами. Но это ошибочное и опасное представление.
Церковь никогда не будет защищать интересы какой-либо группы. Люди, думающие таким образом о христианской Церкви, очень далеки от истины и едва ли могут называться христианами.
Другие превращают Церковь в закрытое гетто и считают невозможным взаимодействие Церкви и мира, забывая о Ее двойной природе: не от мира, но для мира.
Все члены Церкви пришли из мира, они живут, работают и творят в этом мире, и Церковь обращена к миру, открыта ему, но при этом остается над всеми процессами, протекающими в нем.
Церковь не может не принимать во внимание происходящие вокруг события, Она не вправе игнорировать ту реальность, с которой каждодневно соприкасается. И здесь будет в помощь икономия, способствующая разнообразию реакции Церкви на окружающую действительность с учетом места нахождения, событий и т. д.
Церковь выше всех сиюминутных и земных интересов как целого общества, так и конкретного человека. Ничто не может быть выше Ее главного предназначения, быть единым лоном Истины здесь, на земле. Никакие личные предпочтения и внешние события, сиюминутные настроения и намерения отдельных групп не в состоянии изменить Ее природу, Ее истинное предназначение.
Обрадовать Святителя Николая
Как известно, один из самых любимых и почитаемых святых, Николай Мирликийский, всю свою жизнь посвятил познанию истины и защите ее от ереси и заблуждений. Святитель выступал против арианской ереси на I Вселенском Соборе, где она и была им наглядно обличена. Знание истины давало силы святому на добрые дела, которыми он и известен всему миру.
Именно в истине святой Николай черпал вдохновение, просвещая других, и считал познание истины главной заботой христианина, ведущей к спасению. Ведь без правильного ориентира невозможно найти нужное направление. Даже заблудившись в лесу, человек пытается сориентироваться по приметам: он определяет, к примеру, где север, по мху на дереве и по созвездиям на небе, если ночь на дворе. Что уж говорить о духовной жизни! Здесь без ориентиров нельзя и шагу ступить, обязательно оступишься.
Последуем же примеру любимого святого: будем познавать свою веру и свою Церковь, постараемся приблизиться к пониманию Ее природы и не станем опускать процесс познания до уровня человеческих представлений и разбирательств.
Церковь над всеми нашими условностями и разностями. Но только в Ее лоне мы можем стать едины, несмотря на все различия, только Она в силе нас всех примирить, только Она может нас всех напитать, искалеченных и нуждающихся, только Она может нам дать то, чего не даст ничто иное в этом мире. Спасение.
Как была дарована спасительная истина Святителю Николаю, который радел всю свою жизнь о сохранении уникальной самобытности Церкви, как перед внешним миром, так и во внутреннем Ее устроении, для нашей с вами свободы, представленной нам милосердно драгоценной кровью Господа нашего Иисуса Христа.
Если мы с вами лишний раз уйдем от самочиния в духовной жизни, а будем следовать церковным канонам, то сделаем большой подарок Святителю Николаю и станем его последователями.
Тогда у нас будет шанс ощутить, что все церковные догматы – не шоры Церкви, а Ее средство сохранения Своей целостности в этом мире, когда у каждого нет своей воли, те есть своеволия, а есть единая воля Божия, согласованная с нашим свободным изъявлением, дающая несокрушимость нашей Церкви, Единой, Соборной и Апостольской.
Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (52) раз