Выбрать страницу

Как обрадовать Святителя Николая? Несколько слов о главных врагах Церкви

Как обрадовать Святителя Николая? Несколько слов о главных врагах Церкви

Как известно из Предания, Святитель Николай Мирликийский был ревностным защитником чистоты православия. Стремление к истине, выраженное в желании защищать свою веру от ереси, занимало его ум и сердце, окрыляло в проповедях, поддерживало в гонениях и заключении, освящалось Духом Святым в самые ответственные моменты его жизни. О поисках истины, врагах Церкви и Святителе Николае Чудотворце рассказывает митрополит Антоний (Паканич).

Враги Церкви

Врагом может стать любой человек, называющий себя христианином, но сознательно не принимающий и разрушающий православное вероучение. С чего это начинается? С простого высокоумия.

Кажущиеся иногда незначительными и безобидными искажения или субъективные толкования ведут к грубым, антидогматическим и раскольническим отклонениям.

У Господа нашего, основателя Церкви Христовой, две природы – Божественная, то есть неземная, и человеческая, земная. Так же и Его Церковь двусоставна – Церковь надмирна, но в то же время Она существует для спасения мира.

В синтезе этих двух природ и находится полнота истины церковной.

Несовершенный человеческий разум не всегда в состоянии вместить и объять эту полноту, поэтому, не освоив тернистый путь познания истины, человек находит более доступное и зачастую ошибочное объяснение устройству Церкви, Ее предназначению и всячески искажает представление о Ее Создателе.

Так, в помощь христианам святыми отцами Церкви на IV Халкидонском Соборе, собравшемся в 451 году, был установлен догмат «исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека…»

Это значит, что Христос есть Бог: и мы сами в Нем, во Христе, в теле Его Церкви, приобщаемся Божеству, «обожаемся».

Необходимость такого уточнения к существовавшему уже тогда Никео-Цареградскому символу веры была объяснена участниками Собора как противодействие упорному стремлению людей отступить от верного прямого пути к Истине, то есть принятия двух природ во Христе. Отклоняясь от Божественной истины, они неизбежно попадают на распутье заблуждений, где всяческие попытки найти новую дорогу заведомо ошибочны, а порой и трагичны.  Заблудшие продолжают блуждать, запутываясь и углубляясь в еще большие дебри.

Такую картину мы наблюдаем и сегодня. Люди, не способные принять учение Христа во всей полноте, разрывают и раздробляют Его и Церковь на мелкие части.

Распространенные заблуждения

Одни требуют от Церкви быть тем, чем Она не является по своей сути.  Церковь призывают отвечать на вызовы, перед которыми Она безмолвствует в силу Своей надмирной свободы. Ее пытаются втиснуть в земные рамки: поставить в зависимость от существующих мирских понятий и явлений, втянуть в происходящие процессы, растворить в мире.

Каждый настоятельно требует от Церкви мирских проявлений в зависимости от национальных, политических, культурных, социальных и прочих взглядов. Многие хотят поставить Ее в ряд с другими силами. Но это ошибочное и опасное представление.

Церковь никогда не будет защищать интересы какой-либо группы. Люди, думающие таким образом о христианской Церкви, очень далеки от истины и едва ли могут называться христианами.

Другие превращают Церковь в закрытое гетто и считают невозможным взаимодействие Церкви и мира, забывая о Ее двойной природе: не от мира, но для мира.

Все члены Церкви пришли из мира, они живут, работают и творят в этом мире, и Церковь обращена к миру, открыта ему, но при этом остается над всеми процессами, протекающими в нем.

Церковь не может не принимать во внимание происходящие вокруг события, Она не вправе игнорировать ту реальность, с которой каждодневно соприкасается. И здесь будет в помощь икономия, способствующая разнообразию реакции Церкви на окружающую действительность с учетом места нахождения, событий и т. д.

Церковь выше всех сиюминутных и земных интересов как целого общества, так и конкретного человека. Ничто не может быть выше Ее главного предназначения, быть единым лоном Истины здесь, на земле. Никакие личные предпочтения и внешние события, сиюминутные настроения и намерения отдельных групп не в состоянии изменить Ее природу, Ее истинное предназначение.

Обрадовать Святителя Николая

Как известно, один из самых любимых и почитаемых святых, Николай Мирликийский, всю свою жизнь посвятил познанию истины и защите ее от ереси и заблуждений. Святитель выступал против арианской ереси на I Вселенском Соборе, где она и была им наглядно обличена. Знание истины давало силы святому на добрые дела, которыми он и известен всему миру.

Именно в истине святой Николай черпал вдохновение, просвещая других, и считал познание истины главной заботой христианина, ведущей к спасению. Ведь без правильного ориентира невозможно найти нужное направление. Даже заблудившись в лесу, человек пытается сориентироваться по приметам: он определяет, к примеру, где север, по мху на дереве и по созвездиям на небе, если ночь на дворе. Что уж говорить о духовной жизни! Здесь без ориентиров нельзя и шагу ступить, обязательно оступишься.

Последуем же примеру любимого святого: будем познавать свою веру и свою Церковь, постараемся приблизиться к пониманию Ее природы и не станем опускать процесс познания до уровня человеческих представлений и разбирательств.

Церковь над всеми нашими условностями и разностями. Но только в Ее лоне мы можем стать едины, несмотря на все различия, только Она в силе нас всех примирить, только Она может нас всех напитать, искалеченных и нуждающихся, только Она может нам дать то, чего не даст ничто иное в этом мире. Спасение.

Как  была дарована спасительная истина Святителю Николаю, который радел всю свою жизнь о сохранении уникальной самобытности Церкви, как перед внешним миром, так и во внутреннем Ее устроении, для нашей с вами свободы, представленной нам милосердно драгоценной кровью Господа нашего Иисуса Христа.

Если мы с вами лишний раз уйдем от самочиния в духовной жизни, а будем следовать церковным канонам, то сделаем большой подарок Святителю Николаю и станем его последователями.

Тогда у нас будет шанс ощутить, что все церковные догматы – не шоры Церкви, а Ее средство сохранения Своей целостности в этом мире, когда у каждого нет своей воли, те есть своеволия, а есть единая воля Божия, согласованная с нашим свободным изъявлением, дающая несокрушимость нашей Церкви, Единой, Соборной и Апостольской.

Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (52) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы