Святые отцы о рае
Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2 Кор 12:4) — это слово персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия.
* * *
..Желающие возвратиться туда <в рай>, отсекают все свои плотские хотения, дабы возвести ум в прежнее состояние (прп. авва Исаия, 59, 10).
* * *
…Такова страна живых <рай>: в ней нет ночи, нет сна — образа смерти; нет пищи, нет пития — сих подкреплений нашей немощи, нет болезни, нет страданий, ни врачевства, ни судилищ, ни куплей, ни искусств, ни денег — этого начала зол, предлога к браням, корня вражды. Это — страна живых, не умирающих грехом, но живущих истинною жизнью во Христе Иисусе (свт. Василий Великий, 5, 345).
* * *
…Не рай ли мысленный и духовный есть место вечного наслаждения? Ибо такой рай не будет иметь конца; в нем все пребывает непоколебимым. Так новые небеса распрострутся в нетлении, и новая земля срастворится вечностью и блаженством (прп. Ефрем Сирин, 32, 189—190).
* * *
Светлее сияет рай, нежели солнце в этом мире, исполненном тьмы; и мысленные наши очи слишком темны для того чтобы прозреть в обитель радостей; тьма распростерта в воздухе, и они не видят в высоту. Поэтому сыны земли смотрят только на землю (прп. Ефрем Сирин, 33, 250).
* * *
Царство Небесное предлежит нам. Восхитим его деланием заповедей Божественных (прп. Феодор Студит, 92, 109).
* * *
Нет плача в чертоге праведных; там нет воздыханий; там непрестанно песнопения, хвалы и вечное радование (прп. Ефрем Сирин, 33, 397).
* * *
Возлюби пустынное жилище, чтобы жилищем твоим соделался рай (прп. Ефрем Сирин, 34, 296).
* * *
Рай есть слово Божие; наслаждение в нем — причастие Святаго Духа… (прп. Марк Подвижник, 69, 149).
* * *
Как велико и число, и различие степеней, так же велико и число, и различие в достоинстве поселяемых; первая степень назначена покаявшимся, средина — праведникам, высота — победителям, Чертог Божества над всем превознесен (прп. Ефрем Сирин, 34, 364).
* * *
Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота; но сие невозможно (прп. Макарий Египетский, 89, 195).
* * *
Среди обитателей рая нет обнаженных, потому что все облечены славою; никто не прикрывается там листьями и не предстает посрамленным; в Господе нашем нашли они себе утраченную Адамом одежду (прп. Ефрем Сирин, 34, 378).
* * *
Никто не утруждается там <в раю>, никто не алчет, потому что никто не грешит. Никто не чувствует там раскаяния, потому что нет там кающихся. Подвизавшиеся на поприще не выходят там на подвиг и пребывают в покое. Нет там старости, потому что нет и смерти: нет там предаваемых погребению, потому что нет и рождающихся.
Нет у них печали, потому что свободны от всяких страданий; нет у них опасения, потому что далеки от всяких сетей. Нет там противника, потому что брань кончена. Непрестанно себя и друг друга именуют блаженными, потому что прекратились их брани, венцы получены и в кущах их покой (прп. Ефрем Сирин, 34, 388).
* * *
Не должно и по воскресении ожидать чего-либо свойственного сему веку, но надобно знать, что в будущем веке жизнь ангельская и свободная от всяких нужд (свт. Василий Великий, 7, 377).
* * *
Райское благоухание насыщает без хлеба; дыхание жизни служит питием, чувства утопают там в волнах наслаждений, какие изливают на всех и во всех возможных видах. Никто не чувствует обременения в этом сонме радостей, и все непрестанно без пресыщения упоеваются ими, изумевая пред величием Божиим.
Ныне алчут и насыщаются плоти, а там вместо плотей души ощущают голод, и душа вкушает сродную ей пищу. Паче всякой снеди душа услаждается Тем, Кто питает все, Его насыщается лепотами, перед Его изумевает сокровищами. Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты одинаковой с самою душою (прп. Ефрем Сирин, 34, 397—398).
* * *
…Не сам всяк, но Христос со всяким входит опять в рай; т. е. всякий человек тогда получает вход в рай, когда причастным делается Божественной благодати Христовой и верою опять стяжает то, что имел в начале и что потерял неверием, не поверив словам Божиим, а поверив словам змия (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 332).
* * *
Какие уста изобразят рай? Какой язык опишет славу его? Какой ум составит в себе подобие лепоты его? Сокровенное лоно его недоступно созерцанию (прп. Ефрем Сирин, 34, 401).
* * *
В благословенной стране блаженства <в раю> нет ни вредоносного холода, ни палящего зноя. Там пристань радостей, там собрание всяких утех; там обитель света и веселия; там раздаются повсюду звуки гуслей и цевниц, слышны всею Церковью воспеваемые осанна и аллилуия (прп. Ефрем Сирин, 34, 404).
* * *
…Чудно и дивно то, что превыше небес, чего нет ни в сокровищах царских, ни в словесах мудрости, ни в славе мирской (прп. Макарий Египетский, 89, 225).
* * *
…Рай есть жилище живых и не принимает мертвых грехом… (свт. Григорий Нисский, 24, 349).
* * *
Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами… (прп. Исаак Сирин, 58, 391).
* * *
…Рай… и град святой, и всякое место упокоения есть один только Бог (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 76).
На заставке: Лукас Кранах Старший. Рай
Просмотрено (49) раз