Выбрать страницу

Если я хочу помолиться, зачем мне идти в храм?

Если я хочу помолиться, зачем мне идти в храм?«Зачем идти в храм, ведь Бог — везде, и слышит нас повсюду? Там только толкаются, шуршат пакетами и отвлекают! Лучше уж дома, в тишине, перед своими иконами». Протоиерей Сергий Кравченко, настоятель храма мц. Александры в Белицком, объясняет, почему так думать неверно.

Прежде чем ответить на вопрос о смысле молитвы в храме, разберёмся, что такое молитва и храм. Молитва — это форма общения человека с Богом. Она может быть трёх видов: просительная, благодарственная и славословная. По словам святых отцов, последняя — наивысшая из всех.

Храм — это, прежде всего, дом Божий. В Священном Писании храмом называется и здание, и человек: каждый христианин — это храм Духа Святого. Наше тело — тоже храм, в котором живёт Бог.

Учимся у Христа

Мы, христиане, всю свою жизнь сопоставляем с учением и жизнью Христа, о которых узнаём из Святого Евангелия. Сам Господь дал нам пример молитвы в храме, куда сознательно приходил с самого раннего возраста. Вспомним, как Он со Своими родителями в 12 лет был на праздничном богослужении и сказал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Спаситель проповедовал в храме, учил там людей, рассказывал притчи. Был случай, когда Он изгнал из храма торгующих: «и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). В Новом Завете не единожды подтверждается, что Спаситель ходил в храм. Может ли христианин, любящий Его, игнорировать эти факты? — вряд ли.

Бывает молитва частная, когда мы молимся дома, и общая — церковная. В первом случае мы поступаем по евангельскому слову: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). В храмы же идём, потому что Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 8:20). Там мы «едиными усты и единым сердцем» прославляем Бога. Раньше все пришедшие на литургию христиане принимали в ней активное участие. Отголосок той традиции — пение молитв «Символ веры», «Отче наш» на современных службах.

Почему же христианину нужно обращаться к Богу вместе с ближними? Когда Христа спросили, как нужно молиться, Он ответил: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Мф. 6:9). Он не сказал «Отче мой»! То есть должно молиться обо всех, так как мы все — дети одного Бога. В Евангелии есть масса примеров молитвы о ближнем: Господь молился о своих учениках, Иаир и самарянка — об исцелении своих дочерей, друзья расслабленного разобрали крышу и спустили ложе с другом к ногам Спасителя в надежде на его исцеление.

Если в храм, то зачем и в какой?

Четвёртая заповедь учит нас шесть дней трудиться, а седьмой отдать Господу. Как это сделать? Прежде всего — пойти в храм. Конечно, можно творить дела милосердия, но в первую очередь верующие люди по воскресным дням приходят в церковь для того, чтобы поблагодарить Бога за прожитую неделю и попросить благословения на следующую, по возможности — исповедаться и причаститься.

Таинства Церкви не совершаются келейно, за исключением каких-то особых случаев. Мы не можем крестить ребёнка без крёстных, священник не может один совершать литургию — в этом случае она теряет смысл. Само слово «литургия» переводится как «общее дело», то есть на ней должно собираться хотя бы несколько христиан.

Отмечу особо: не каждое место, которое называют храмом, есть храм, и не ко всем, собравшимся ради молитвы, приходит Христос. Сейчас много раскольников и различных вероучений, и все претендуют на то, что у них — истинная вера. Но мы помним слова Спасителя: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»(Мф. 16:18). Одну Церковь! Христос говорил о Церкви апостольской, а не самопровозглашённой. И апостол Павел сказал: «Один Господь, одна вера и одно крещение» (Еф. 4:5).

Где же Бог: в храме или в душе?

Молитву в храме можно сравнить с хоровым пением: пока один тянет ноту, другой может перевести дыхание, и это не нарушит общей мелодии. Так и во время богослужения: даже если кто-то отвлечётся, другой в этот момент будет сконцентрирован на молитве, и таким образом она не прерывается. Мы помогаем друг другу.

Наверное, каждый священник слышал фразу: «Зачем молиться в храме, Бог — в душе!» В этой связи хочу привести такой пример. Можно сидеть дома и знать, что где-то есть душистые яблоки, но это знание не поможет нам эти яблоки попробовать. Нужно встать, пойти, найти их — и только тогда можно будет попробовать. То же и с лечением: все мы знаем, что есть врачи и лекарства, но почему-то никто не хочет лечиться одним этим знанием — все идут в больницы и аптеки.

Всё важно

Храмовая молитва ни в коем случае не исключает домашнюю. И та, и другая важна, однако то, что человек получает в храме, дома он получить не может.

Во время литургии в храме происходит слияние Церкви Небесной и земной. Все христиане, живые и усопшие, объединяются вокруг Христа. Храм — это особое место, где Небо спускается на землю, а островок земли поднимается горе. Дома человек не может участвовать в таком таинственном единении.

В Церкви человек получает помощь, какую не может получить нигде. Здесь его грехи омываются Кровью Христовой, а Бог через священника благословляет всех, кто пришёл на богослужение. И даже если кто-то пока ещё не умеет просить Бога о своих нуждах — за него попросят те, кто стоит рядом.

Христианин, прежде всего, — это духовный воин. Воюем мы не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Однако, как гласит народная мудрость, один в поле не воин. Одному бороться очень тяжело, а вот вместе, помогая друг другу, по слову Евангелия «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2), всё-таки проще. Так будем молиться друг о друге и дома, и в храме — тогда, если Бог сподобит, вместе помолимся и в Царствии Небесном.

Протоиерей Сергий Кравченко
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (49) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »