Таинство Причастия: старинный ритуал и надзиратели у Чаши | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Таинство Причастия: старинный ритуал и надзиратели у Чаши

Таинство Причастия: старинный ритуал и надзиратели у ЧашиПричастием мы подтверждаем свое право находиться в Церкви, и тогда оно становится номинальным ритуалом, к которому мы должны подойти «достойно», чтобы получить «благодать». Но, может, Причастие более многообразно – размышляет священник Сергий Круглов.

Что стариннее, то правильнее

Приступила ко мне недавно одна прихожанка:

– Батюшка! А мне сказали, что к Причастию надо готовиться более строго!

– Это как?

– Ну, кроме Правила к Причастию, говорят, надо еще читать такие и такие-то каноны и акафисты. И строго поститься неделю! Говорят, так делали в старину. А что стариннее – то правильнее!

На это я нашелся сказать только:

– Ну, коли так, то язычество гораздо стариннее христианства, но это же не значит, что оно правильнее?..

С тем от совопросницы и ретировался.

Вообще-то, вопросы о Причастии и подготовке к нему – многократно обсуждаются и прихожанами, и священниками, и даже были предметом особого суждения высших церковных инстанций, и, наверное, трудно в этом вопросе изобрести что-то новое.

Всё тут сводится к простым вещам: если некто приступает к Причастию Христовых Тайн раз в год, а то и реже – то, понятно, ему совесть велит и правила дотошно вычитывать, и попоститься в кои-то веки, именно на этом он сосредотачивается, психологически оно вполне объяснимо.

А если нормальный христианин, как и положено, причащается на каждой воскресной литургии (а для чего литургия служится вообще, как не для того, чтобы мы все вместе приступали к Тайнам Христовым?), то у него и другой режим в совершении молитвенного правила, и соблюдения обычных постов в среду-пятницу и четырех больших – для него более чем достаточно…

Но я сейчас даже не об этом.

А о чем?

О том, о чем я сейчас думаю.

Не надзиратели у Чаши

Подтолкнуло меня думать – прочтение «Книги о свободе» протоиерея Сергия Овсянникова, выпущенной недавно в издательстве «Никея». Этот священник замечателен тем, что в соцсетях он не сидит, книг пишет мало, собственно, эта книга пока что – единственная у него. Книга эта – о главной занимающей отца Сергия идее – о свободе.

Книга небольшая, но выглядит концентрированной, как соль Мертвого моря, и ее простые слова просты так, как выглядят порой обычные приходские катехизические беседы, но подкрепленные осмысленным и переработанным опытом св.отцов (в частности, опытом митрополита Антония Сурожского, который когда-то и рукополагал отца Сергия во иереи), и читается книга как сборник писем или дневник, глубоко личный и прочувствованный, где нет ни одного лишнего или «красного», вычурного слова…

И вот там – о Причастии и о традиции нашего восприятия этого величайшего таинства:

«Есть ведь такая опасность, как привыкание. Потеря, если можно так выразиться, духовной тонкости восприятия. И тут всё зависит от того, каким органом мы воспринимаем реальность. Если только на уровне головы, то это может стать скучной традицией, многократным повторением действия, смысл которого потерян. А если мы воспринимаем Причастие по-настоящему, то есть на уровне всего человека, это уже не может быть обыденно, потому что это живое соединение с Телом и Кровью Христа».

Именно, подумал я…

Если для нас Причастие – просто традиционный номинальный ритуал, который необходимо совершать, чтобы подтверждать пред людьми и пред самим собой свой статус «члена Церкви», тогда законнические, ритуальные мотивы «буквы» подготовки, действительно, выходят на первый план.

А если это – вновь и вновь страшная, желанная, вышеестественная, но необходимая, ЕДИНСТВЕННАЯ встреча с любимым Христом и соединение с Ним… Тогда ритуал – не упраздняется, нет. Он уходит на другой план, становится на совсем иное место в иерархии наших ценностей.

И мы-то, священники, – как часто считаем своим долгом только лишь донести прихожанам информацию об этом ритуале да допросить их, идущих к Чаше, о том, насколько они этот ритуал дотошно исполнили!.. Такие типа «человеки-с-ружьем», надзиратели у Чаши…

Фото: patriarchia.ru

А о том, что мы – пастыри, в евангельском смысле слова, что мы первые должны идти, впереди стада, в полные опасностей неизведанные земли, в поисках источников воды и пастбищ для овец, а потом уже – СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ пастве о тех чудесах Божьих, которые увидели и обрели, думаем ли об этом?..

Как можно благодать Бога – «расплескать»

И вот еще момент, который мне видится как очень важным, так и часто неосознаваемым многими: а для чего оно, Причастие? Каков его практический смысл? Вот причастился я Тела и Крови Христа, соединился с Ним – а дальше что?

Готов услышать хор «самособойразумеющихся» голосов:

– Как – для чего?! Как это – дальше что?! В Причастии мы получаем благодать Божью!

– Ну да. Согласен. И что дальше?

– А дальше – надо хранить в себе эту благодать!..

И на расспросы о том, как именно удается эту благодать хранить, я часто слышу (и со мной, думаю, согласятся многие приходские священники, выслушавшие много таких признаний), примерно такое:

– Ох, батюшка… Грешник я! Никак не могу благодать Причастия сохранить… Вот знаю, что надо же ее хранить! От Чаши отхожу – весь как на крыльях лечу! И зарок себе даю, что вот уж на этот раз не расплескаю благодать-то… А минут пятнадцать проходит, выйду из храма, встречу знакомого, поговорю с ним – и все благодатное состояние куда-то улетучивается.

– Простите, а что вы называете «благодатью»? Особо приятные, «духовные» ощущения? И отчего это вы решили, что «теряете благодать»?

Что, по-вашему, Бог так призрачен и бессилен, что Его благодать можно вот так просто «расплескать»? Странный Бог какой-то, вам не кажется?

А не думали ли вы о том, что, коли вы соединились в Причастии со Христом, то теперь Он ждет, что вы понесете Его с собой из храма – в бурную вашу жизнь, что этой благодатью, как творческим инструментом, будете в этой жизни теперь действовать, исполнять Его заповеди, и первую из них: любить и служить вашим ближним, пока еще Христа не знающим?..

Таинство Причастия. Saint-Petersburg Theological Academy/flickr.com

Из многообразного Таинства мы выбираем что-то одно

… Вот что я думаю о Причастии: что оно – таинство. Не в смысле «тайный секрет». А в смысле – жизнь. Большое, непростое, многоплановое, как сама жизнь. Вот есть таинство любви мужчины и женщины. Таинство рождения и становления ребенка. Таинство творчества. И много иных таинств, которые не поддаются рациональному уплощению, но без которых, понимаем и чувствуем мы, прожить нельзя.

Когда мы декларируем только один аспект таинства Причастия – кто-то аспект «говения и молитвенного правила», чтобы подойти «достойно», кто-то «благодатные переживания» и понятие «личного освящения», кто-то еще какой-то аспект – мы что делаем? Из большого и многообразного таинства выбираем что-то одно и его поднимаем как знамя.

Как по-гречески звучит слово «выбирать»?

«Ерео».

Вот с этого и начинались все ереси, неприметно приводящие их адептов к отпадению от полноты Церкви, от жизни во Христе: к выдергиванию из живого – чего-то одного. И к забвению чего-то другого, очень важного…

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго!

Помоги нам, немощным, огради нас от ереси, от самокастрации вольной и невольной, дай нам познать Тебя как Ты есть, во всей полноте, и жить в Тебе и с Тобою, во исполнение заповеди о любви, исполнении не в благочестивых фантазиях, как оно нередко у нас бывает, а на самом деле.

Священник Сергий Круглов
Православие и Мир

Просмотрено (74) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов