Беседа перед исповедью: о самом главном
Какие грехи в наибольшей степени мешают приблизиться к Богу?
Самый распространенный и особо тонкий грех, который почти невозможно за собой заметить – гордость. К любому доброму делу незаметно примешивается эта страсть и так же незаметно сводит все труды к нулевому результату, потому что, как объясняет апостол, Бог «гордым противится» (Иак. 4:6). В паре с этой страстью идет тщеславие, когда мы испытываем определенное наслаждение в то время, как нас хвалят, оказывают внимание, заботятся о нас. При этом мы иногда даже начинаем требовать к себе особого отношения, однако в итоге, как старуха в сказке Пушкина, оказываемся у разбитого корыта.
Следующими грехами, которые встречаются на каждом шагу, подпитывая друг друга, являются печаль и уныние. Печаль возникает, когда что-то происходит не так, как нам бы хотелось, или мы несем потери либо терпим поражение; а уныние – это хроническая форма печали, которая появляется, когда человек малодушничает, расслабляется и опускает руки, вместо того чтобы с Божией помощью бороться и побеждать искушения.
Третья пара грехов – сребролюбие и гнев. Счастье человека мало зависит от количества денег, ибо мы знаем много людей, которые были счастливы, живя в пещере и одеваясь в рубище, а также множество несчастных, утопавших в роскоши. Из-за маловерия мы начинаем сильно заботиться о хлебе насущном, о крыше над головой, о стяжании материальных благ. Когда эта забота выходит на передний план, тогда для человека не остается ничего святого, над всеми его чувствами и эмоциями берет верх гнев. Он перестает ходить в храм и молиться, потому что считает все это обманом для зарабатывания денег. В таком состоянии человек легко разрушает семью, соглашается на утонченное детоубийство – аборт, предает родных и самых близких, запросто может обмануть, украсть или даже убить. Он постоянно ходит как наэлектризованный и зажигается гневом и раздражением по малейшему поводу, в его словарный запас прочно входит мат.
И последняя пара грехов – чревоугодие и блуд. Они легко побеждают тех, у кого в центре жизни не Бог, не благо ближних, а собственное «я» – эгоизм. То есть это то состояние, когда, по слову апостола, нашим богом становится чрево (см.: Флп. 3:19). С этими страстями трудно бороться, потому что мы сами и окружающий нас мир все более склонны считать их не грехами, а естественными потребностями. Существуют даже мировые религии, которые утверждают, что поклоняются Богу, а на самом деле служат своему чреву. Святые отцы учат, что надо именно не жалеть, а воевать со своей природой, как бы сдирать кожу с самого себя, иначе не будет её исцеления и преображения. Это делать бывает больно, а мы себя очень жалеем. Однако если мы не боремся с этими грехами, а всячески себя оправдываем, легко нарушаем посты, то становимся не духовными и даже не душевными, а плотскими, и все другие вышеперечисленные страсти легко берут нас в плен.
К какому результату это все приводит? В подобном состоянии человек ни перед кем смиряться, ни кого-то терпеть, ни кого-то по-настоящему любить не способен (разве только собак и кошек!), даже если он считает себя великим гуманистом, демократом, патриотом и получил одно из самых престижных образований в мире.
Все мы в определенной мере причастны к грехам, которые могут разнообразиться до бесконечности. До сих пор многие из-за собственных грехов не хотят принимать Богомладенца Христа, как это происходило в Вифлееме 2018 лет тому назад. Будем иметь смелость, ничего не скрывая, исповедовать свои грехи, дабы наши душа и тело, подобно Вифлеемским яслям, смогли принять в себя Самого Христа и в них воссиял свет Разума и воцарилась радость.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь
Просмотрено (125) раз