Если зажег свечу, не гаси ее
Что же, совсем не жить для себя и без конца помогать другим? Изображать из себя этакого Данко, который ради людей вырвал из груди собственное сердце, чтобы осветить путь другим?
В крайности впадать не стоит. Не нужно ставить себе грандиозные цели: например, с завтрашнего дня буду поститься по всем правилам и всем нуждающимся подавать милостыню, хоть бы и пришлось остаться без последнего рубля. Надо действовать по мере своих сил. Главное — действовать.
Если все станут так поступать, то каждому человеку будет хорошо: когда ему потребуется помощь других людей, ему непременно кто-нибудь поможет, руководствуясь теми же принципами. Однако нельзя ждать, когда мир опомнится и начнет поступать таким образом. Для нас важно не упустить собственное время жизни, провести его правильно.
Помню рассказ о том, как во время войны пожилая женщина тайно выхаживала раненого русского солдата или партизана. Вокруг немцы, а он лежит обессиленный, никак не поправляется. И была у той женщины курочка до того умная, что при немцах не квохтала, никак себя не проявляла, словно понимала, что надо соблюдать осторожность. В рассказе описывалось, как дорожила женщина своей единственной животинкой, которая веселила ее сердце и каждый день приносила хозяйке по яичку. А та нарадоваться на нее не могла, разговаривала с ней, гладила перышки, сама голодала, а курочке старалась найти хотя бы несколько крошек или зернышек.
И вот однажды утром раненый проснулся от необыкновенного аромата, исходившего от плошки с куриным супом. Ради его выздоровления хозяйка лишилась единственной курочки. Когда раненый потрясенно спросил, как же она решилась расстаться со своей любимицей, женщина ответила: «У меня тоже сын на фронте. Может, плохо ему сейчас. Может, как ты, лежит раненый, и дай-то Бог, чтобы кто-нибудь пожалел его, как я пожалела тебя». Это нормальный человеческий поступок. Подобные поступки надо начинать делать самому, а не ждать, пока тебе кто-то сделает нечто доброе. Ради чего? Ради достижения цели христианской жизни.
В христианстве главная цель — обретение Бога в своем сердце, достижение единой жизни со Христом. Ею оправданы самоотверженность, доброделание даже наперекор своим желаниям и привязанностям, ограничение своих амбиций и прихотей, борьба с любимыми страстями. Впереди у нас вечная жизнь, и какой она будет, зависит от того, как мы живем сейчас, в данную минуту.
У коммунистов подобной высшей цели не было. Их идеология была приземленной: человек должен жить ради общества, потому что он строитель коммунизма. А образы Данко, Прометея и им подобные использовались коммунистической пропагандой в идеологических целях. Идея, что каждый человек должен приносить благо всему обществу, была скопирована коммунистической моралью с христианства. Лозунг «кто не работает, тот не ест» — перефразированные слова апостола (ср. 2 Фес. 3, 10).
Но коммунисты были атеистами и не учли поврежденности человеческой природы. Они полагали, что достаточно расстрелять тех, кого нельзя изменить, остальных перевоспитать, а молодежь вырастить в коммунистическом духе. Тогда все станут коммунистами и захотят работать на благо общества, и будет рай на земле.
Этот эксперимент потерпел полное фиаско, потому что все материальное подвергается разрушению. Так что смерть была неизбежным концом всех усилий. За порогом смерти, согласно коммунистической доктрине, было абсолютное небытие, полная аннигиляция. И это обесценивало все усилия. Если все уничтожается, для чего трудиться? Не каждый член социалистического общества хотел жертвовать собой ради построения бессмысленного счастливого будущего. Хотелось пусть только здесь, на земле, но пожить для себя, для своего удовольствия. Ведь другой жизни никто не дарует.
В действительности это не так. Человеку надо не только стремиться к главной цели земной жизни, но и соблюдать принцип постепенности ее достижения. К богообщению надо идти пошагово: сначала оценить, в какой ситуации ты находишься, и исходя из этого двигаться вперед, учитывая свои силы, состояние, свое место.
Святой Климент Александрийский говорил, что упражнение сообщает здоровье и духу, и телу, поэтому, если зажег свечу, не гаси ее, упражняйся, чтобы она горела. Невозможно достичь цели без постоянного понуждения себя. Нельзя останавливаться — на это просто нет времени. Даже чтобы устоять на месте, надо проявить немалую активность. А в духовной жизни топтание на месте равно скатыванию вниз. Светить — это значит все время упражняться в заповедях Христовых.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (131) раз