Выбрать страницу

Смерть ради жизни

Митрополит Калужский и Боровский КлиментНа Иордане Иоанн Креститель видит, как на Христа Спасителя сходит Святой Дух (см. Мф. 3, 16). То же самое происходит с каждым христианином в таинстве Крещения. Почему же апостол уподобляет наше крещение не иорданским, а голгофским событиям (см. Рим. 6, 3)?

Пророк Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иордана, призывая всех покаяться. Он объяснял необходимость покаяния приближением Небесного Царства (см. Мф. 3, 2). Об этом Царстве Спаситель впоследствии сказал, что пришедшее в силе Царство Божие увидят некоторые Его ученики еще до своей кончины (см. Мк. 9, 1). Апостолы твердо запомнили это обещание, хотя еще не знали, что Христос имеет в виду Свою Церковь. Она и есть Царство Божие на земле, ибо соединяет человека с Богом.

К этому был призван первозданный Адам. Но он нарушил Божию заповедь и утратил свой изначальный духовный потенциал, и вместе с удобопреклонностью ко греху смерть вошла в природу всех его потомков. Во Христе человеческая природа восстановилась в своем неповрежденном состоянии. И нам, чтобы иметь возможность соединиться с Богом, – а с Ним не может сочетаться ничто нечистое, – необходимо очиститься от греха, то есть покаяться.

Миссия святого Крестителя Иоанна заключалась в приготовлении людей к принятию грядущего Царства Божия. На Иордане он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1, 4). Но его крещение еще не было тем таинством, которое установлено в Новозаветной Церкви. Из Ветхого Завета мы знаем множество примеров покаяния, когда согрешившие люди раскаивались и получали прощение от Бога. Например, призванные к покаянию через пророка Иону жители Ниневии покаялись и были прощены Господом. Так и жители Иерусалима и всей страны Иудейской шли к пророку Иоанну Крестителю и каялись в грехах, чтобы «заслужить прощение Бога», как пишет святитель Хроматий Аквилейский.

Пророк может только получить откровение от Бога, что Бог простил, и засвидетельствовать это перед людьми. Прощение грехов — прерогатива Бога, а святой Иоанн Креститель лишь возвещал об этом крестившимся людям. Господь прощал согрешения каявшихся и погружавшихся в воды Иордана, подобно тому, как прежде простил ниневитян и ветхозаветных царей Манассию и Давида.

Грехи христиан, как и ветхозаветных людей, прощаются при условии раскаяния в них. Но дело в том, что одного прощения грехов для обретения вечной жизни недостаточно. По выражению святителя Афанасия Великого, «если бы было только прегрешение, а не последовало за ним тления, то прекрасно было бы покаяние». Святитель поясняет, что покаянием можно обрести только прощение грехов. Крещение Иоанново было такого же рода: кающийся человек, получив прощение от Бога, оставался в состоянии тления.

Как учит преподобный Максим Исповедник, Адам должен был сначала потрудиться, а потом получить наслаждение. А в грехопадении он поступил наоборот: прежде труда устремился к наслаждению — вкушению плода. В результате все перевернулось с ног на голову: человек в течение жизни стремится получить наслаждение, а умирает в страдании. Выйти из этого круга ни один человек не мог. После раскаяния царя Давида обличавший его пророк Нафан промолвил, что Господь простил его грех, но все равно будут серьезные последствия, которые принесут страдания.

Христос Своим бесстрастным рождением выводит человечество из этого круга. Он рождается от Девы Марии бесстрастно, затем претерпевает все тяготы земной жизни, неприятие, преследование, предательство, поношение, крестные страдания, смерть и погребение. И как результат этого добровольного Божественного обнищания Он приносит верующим в Него воскресение.

До воскресения Христова все праведные люди оставались за пределами Царства Божия. После смерти они нисходили в ад, в том числе и сам пророк Иоанн Креститель. Христос говорит об Иоанне Предтече, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11, 11). То есть даже малейший член Церкви Христовой, который не просто формально считает себя прихожанином, а реально пребывает в единении с Богом или всеми силами стремится к этому единению, имеет дарование большее, чем имели ветхозаветные пророки и праведники.

В таинстве Крещения каждому христианину дается возможность выйти за пределы состояния тления уже здесь, в земной жизни. Каждый новый член Церкви, принимающий Крещение, заново рождается от воды и Духа, и ему открывается возможность «войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5). По этой причине это таинство совершается единожды в жизни. Крещение не может быть повторено, потому что связано не только и не столько с оставлением грехов, сколько с новым рождением человека.

Преподобный Максим Исповедник подчеркивал, что, погружаясь в купель, мы умираем — делаемся мертвенными для той жизни, для которой мы некогда родились по плоти. И вместе с тем мы рождаемся заново и бесстрастно, подобно тому, как Христос бесстрастно родился от Девы Марии. Апостольское сравнение таинства крещения со смертью (см. Рим. 6, 4) неслучайно. Крещение — это наша смерть для греха, и она должна быть не символической, но реальной. Тогда реальным будет и наше воскресение со Христом.

Вся наша дальнейшая жизнь на земле может и должна стать устремленностью ко Господу и очищением от всего, что с Ним несовместимо. Это и есть христианский подвиг, который увенчивается вечной жизнью с Богом в Его Царстве. Если человек крестится во взрослом возрасте, он отрекается от прошедшей жизни и получает возможность полностью разорвать свою связь с грехом и начать жизнь с чистого листа, но уже во Христе, с Богом.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (55) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »