Всегда ли можно покаяться?
Всегда ли можно покаяться? Мы привыкли думать, что обратиться к Богу и начать новую жизнь способен всякий человек в любое время.
Действительно, если грешник еще жив, то всегда сохраняется надежда на его покаяние. Примеры духовно-нравственного изменения великих беззаконников, погрязших в самых страшных пороках, показывают: никогда нельзя ставить крест даже на самом отъявленном злодее. Достаточно вспомнить таких святых, как преподобная Мария Египетская, священномученик Киприан, преподобный Моисей Мурин. Они пришли к Господу из адских глубин греха и спаслись.
Однако здесь все сложнее, чем может показаться. Например, Священное Писание говорит, что иногда покаяние бывает запоздалым. Покаяние? Запоздалым? Неужели такое может быть? Да. Именно это случилось с Каином, убившим брата.
Уже после суда Божьего над убийцей и объявления ему приговора Каин отвечает Господу: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (Быт. 4:13). Так звучит русский синодальный перевод данного стиха, сделанный из еврейского текста. Греческая же Библия (Септуагинта) предлагает иной вариант: «Вина моя более, чем (возможно) простить мне» (перевод П. А. Юнгерова). Подобное мы читаем и по-церковнославянски: «И рече Каинъ ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми».
Как видим, в еврейском тексте первый убийца возмущается против Божьего приговора, а в греческом кается. Однако его покаяние действительно запоздалое – брат уже мертв, а решение Судьи объявлено. Святитель Иоанн Златоуст, толкуя данное место, пишет:
«И рече Каин ко Господу: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Вот полная исповедь! Так велик, говорит, грех, учиненный мною, что не могу получить прощения. Вот, скажет (кто-либо), он исповедал (грех) и исповедал с большою точностию. Но пользы от этого никакой, возлюбленный, потому что исповедь неблаговременна. Надлежало бы сделать это в свое время, когда можно было преклонить Судию на милость… Когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле (брата), он сознается и не получает от этого никакой пользы.
…Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения… Если бы (Каин) предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. И рече Каин…: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Исповедание достаточно, но не благовременно»[1].
Оказывается, есть случаи, когда от исповедания греха Богу человек уже не получает никакой пользы! Преподобный Ефрем Сирин в толковании на этот фрагмент дает сходную мысль, как бы дополняющую слова Златоуста: «Он говорит: вящшая вина моя, еже оставитися ми. Но исповедание это не принято, потому что Каин принес его не тогда, как был спрашиваем, а принес его поневоле, сказав, когда уже определено ему было: стеня и трясыйся будеши»[2].
Итак, всему свое время под солнцем, и покаянию тоже. Безусловно, Господь принимает искренние слезы грешника в любой ситуации, в любой период нашей жизни. Но одно дело, например, оплакать свои согрешения и начать новую жизнь в молодости, когда есть силы для подвига и исправления себя. И совсем другое – уверовать в старости, когда уже нет сил ни для беззаконий, ни для святости, а прошедшие годы положены на алтарь греха. Времени впереди тоже нет – твои дни подошли к концу, ты уже ничего не сделаешь для своего спасения.
К тому же грех не бывает без последствий. Если за человеком тянется шлейф разрушенных семей, брошенных женщин, убитых в их утробе детей; если ни одна душа не поминает его добрым словом и он за все годы ни для кого не сделался ближним (вспомним притчу о Милосердном Самарянине) – итоги такой жизни уже крайне трудно будет исправить. Грешник искренне покаялся перед Творцом, но уже запустил механизм разрушения, который будет действовать помимо него. И в этом смысле покаяние действительно может быть запоздалым.
***
Еще одно место из Писания, которое усложнит наш разговор о покаянии. В Послании к евреям, в 12-й главе, апостол Павел просит читателей, чтобы среди них не было блудников и нечестивцев, подобно Исаву, который отказался от первородства за похлебку. Далее Павел продолжает: «Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами» (Евр.12:17).
Слово «отца» во многих изданиях Синодальной Библии заключено в скобки или написано курсивом, потому что его нет в греческом тексте. Оно прибавлено переводчиками как вариант толкования. Но греческий текст не предполагает такого понимания. Сочетание «Не мог переменить мыслей» (буквально: перемены мыслей ибо места не нашел) относится к Исаву, а не к его отцу. А что такое «перемена мыслей»? Это и есть покаяние, по-гречески «метания». Именно это слово и употребляет автор Послания в данном месте.
Церковнославянская Библия как раз предлагает правильный вариант: «Покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его». Как и перевод под редакцией еп. Кассиана (Безобразова): «Ибо он не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его». И новый перевод МБО: «И хотя он горько плакал, было слишком поздно для раскаяний». Разумеется, наши древние толкователи тоже понимают эти слова как относящиеся к Исаву, а не Исааку.
Но как же можно не найти покаяния, если со слезами ищешь его? Бывает ли такое? Бывает. Так случается, если человек за годы беззаконной жизни ожесточился сердцем настолько, что даже при искреннем желании изменения не может стать другим. Он психологически уже не способен к этому.
Златоуст, толкуя данный стих, пишет: «Не обрете, говорит, покаяния, или потому, что согрешил более, нежели сколько можно загладить покаянием, или потому, что не принес достойного покаяния; следовательно, есть грехи, превышающие покаяние»[3]. Ту же мысль предлагает блаженный Феофилакт Болгарский: «Павел весьма мудро устрашает еще не павших, выражая такую мысль, что при великих грехах нет места покаянию»[4].
Вспоминается замечательная книга «Отец Арсений». В ней есть рассказ под названием «Серый». Так в исправительно-трудовом лагере называли матерого уголовника, с которым общался главный герой книги. Серый всю жизнь совершал жуткие преступления, которые в итоге превратили его душу в выжженное поле. На закате дней он жалел о своих беззакониях и рассказывал о них отцу Арсению. Но когда тот предлагал зэку прибегнуть к Таинству Исповеди, обещая, что ему сделается легче и он сможет спокойно умереть, Серый отказался. «Знаю теперь, что Бог есть, но мне к Нему дороги заказаны – дела мои прошлые никакими молитвами не замолить и не простить», – говорил он. Вскоре после этого разговора он умер. Вот она, мысль Златоуста: «Есть грехи, превышающие покаяние».
Мне тоже встречался в жизни подобный человек. Он вел пьяный и развратный образ жизни, никто не мог повлиять на него. Однажды в разговоре он открылся мне, что в молодости совершил убийство. Преступника не нашли, дело забыли. Но теперь покойник является ему во сне, и он страшно мучается. Конечно же, я посоветовал этому человеку пойти на Исповедь. Но он отказался: «Попам не верю». Все мои объяснения, что на Исповеди мы приносим свои грехи Богу, а не священнику, остались без результата. Желание освободиться от тяжести убийства у него имелось, а сил верить и каяться уже не было.
***
В Послании к евреям есть еще одно важное место, относящееся к нашей теме. Оказывается, возможность покаяния не только связана с качеством и количеством наших преступлений. Апостол сообщает, что если христианин постоянно повторяет после Крещения смертные грехи, то он уже в некотором смысле не смеет надеяться на покаяние. Вот как пишет Павел: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26–27).
Наши святые отцы понимают эти стихи как запрет второго Крещения. «Если твои грехи омылись в Таинстве Крещения, не думай, что ты можешь вновь получить то же самое, крестившись еще раз» – такую мысль дают нам Златоуст, Феофилакт и прочие древние толковники.
Однако в комментариях церковных авторов встречается и другое прочтение. Данные стихи также понимают как указание на невозможность покаяния и прощения для человека, постоянно попирающего обеты Крещения. Вспомним, что во времена апостола Павла люди в основном крестились взрослыми, что увеличивало ответственность верующего. Если уж ты по-настоящему решился стать христианином и засвидетельствовал перед всеми свою веру, то и живи по-христиански. Иначе «не остается больше жертвы за грехи» – т. е. ты попираешь Жертву Христову, если вновь возвращаешься к прежним беззакониям. Смертно согрешая, ты как бы заставляешь Христа вновь распяться за твои преступления. Но Жертва уже принесена, другой не будет. Если ты живешь по-язычески после Крещения, отвергая тем самым Жертву Христову, для тебя уже нет покаяния, «но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников».
Параллельным местом к этому стиху является фрагмент из 6-й главы того же Послания: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр. 6:4–6). Здесь, как мы видим, речь идет не только о крещенных, но и о причащенных людях – о тех, кто уже вкусил в Церкви благодать. И звучат страшные слова: «невозможно… обновлять покаянием».
«Да, эти люди именно распинают в себе Сына Божия во второй раз и ругаются Ему. Это и есть их великое преступление, которое невозможно загладить никаким покаянием, да и нельзя допустить, чтобы павший так сохранил какую-нибудь возможность покаяния. Для таких людей оно невозможно психически, а потому и обновление их невозможно»[5], – пишет профессор А. В. Иванов.
«Постоянные же и один за другим следующие акты раскаяния в грехах ничем не отличаются от полного неверия, за исключением случая признания своей греховности. И я не знаю, что хуже: сознательно ли грешить или, раскаявшись в грехах, снова приниматься за них»[6], – говорит церковный учитель III века Климент Александрийский.
***
Подвергаем ли мы сомнению возможность покаяния для всякого грешника? Нет, но напоминаем сами себе, что нужно спешить каяться. «Кайтесь в своих грехах за день до смерти» – говорит старая еврейская мудрость. Замечательные слова! Действительно, никто не знает дня своего смерти – может быть, он наступит и завтра. В таком случае покаяться за день до смерти означает сделать это сегодня.
Многолетняя жизнь в беззакониях не проходит бесследно. В постоянных согрешениях душа изнашивается, воля слабеет, рабство диаволу упрочняется. И со временем мы рискуем перешагнуть ту черту, за которой изменение станет уже невозможным. «Поэтому не будем допускать падения неисцельного; пока мы только хромаем, то легко исправиться; а когда расстроимся совершенно, тогда что будет с нами?»[7] – советует Златоуст.
Бог милостив, но Его милосердие не стоит искушать. Он терпит очень долго и ждет обращения грешника. Но способен ли будешь ты в том далеком завтра, на которое откладываешь свое покаяние, ответить на Его милосердие своим личным усилием по перемене жизни? Не превратят ли страсти и грехи твое сердце в выжженное мертвое поле? Неизвестно.
Для всего в жизни существует наилучшее время, в том числе для покаяния. И это наилучшее время сегодняшний день – то самое сегодня, которое может не наступить завтра.
Сергей Комаров
Православная Жизнь
1. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Беседа 19 // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/19
2. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия // Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/old:gen:04:13
3. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Евреям // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_evr/31
4. Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на послание к Евреям // Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:evr:12:17#blazh_feofilakt_bolgarskij
5. Иванов А. В., профессор. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivanov/rukovodstvo-k-izucheniyu-novogo-zaveta-apostol-ivanov/23
6. Климент Александрийский. Строматы // Эл. ресурс: https://www.litmir.me/br/?b=556062&p=36
7. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Евреям // Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_evr/31
Просмотрено (71) раз