Вера, которую нужно изучать
В Неделю мытаря и фарисея церковный Устав предлагает для размышления отрывок из Послания апостола Павла к Тимофею. Помимо прочего, Павел говорит своему ученику: «Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:14, 15).
Согласно мысли апостола, христианин должен быть научен христианским догматам. Слова о том, что христианину в Церкви нужно учиться, в наше время удивляют многих людей. Увы, в нашем церковном сознании вера давно уже привыкла мирно уживаться с «благочестивым невежеством». Кого у нас называют церковным человеком? Того, кто ходит на службы, исповедуется и причащается. Как правило, совершенно упускается из виду, что такой человек может иметь неевангельское мировоззрение.
Но Библия говорит о необходимости изучения христианских догматов. Апостолы уделяли катехизации новообращенных много времени и внимания. Например, первую христианскую общину в Антиохии Павел и Варнава учили целый год (см. Деян. 11:26). В беседе с пресвитерами Эфеса Павел свидетельствовал: «Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Да и в нынешнем отрывке мы видим, как первоверховный апостол напоминает Тимофею, что тот научен истинам веры Христовой лично от него.
Из истории мы знаем, что в древней Церкви катехизация оглашенных продолжалась до трех лет! К Таинству Крещения допускались только те, кто прочно усвоил содержание церковных догматов. В случае крещения детей крестные родители перед Богом обязались обучить ребенка правильной вере.
Благодаря такой практике уровень просвещения христиан первого тысячелетия был очень высок (по крайней мере в городах). Для примера вспомним историю установления праздника Собор трех святителей. В XI веке в Константинополе разгорелся яростный спор, из-за которого столица разделилась на три партии. Первая партия зачитывалась книгами Златоуста, вторая превозносила Григория Богослова, а третья восхищалась трудами Василия Великого. Люди успокоились лишь тогда, когда святители явились во сне одному из архиереев и засвидетельствовали, что они равны перед Богом. Удивление здесь вызывает не столько чудесная развязка спора, сколько влюбленность простых горожан в богословие такого уровня сложности, который сегодня является подъемным разве что для выпускника духовной академии.
Священное Писание и церковный опыт свидетельствует нам: иметь простую веру хорошо, но лучше оградить ее надежной защитой и укреплением – знаниями. С такой защитой разумная вера будет гораздо крепче простой, интуитивной.
«Пребывай в том, чему научен», – советует Павел Тимофею. Греческое слово «мено», которое переведено здесь как «пребывать», в тексте Нового Завета также используется со значением «жить», «быть». «Пребывать в том, чему научен» – значит выстраивать свою жизнь согласно христианскому учению. И здесь становится чрезвычайно важным, чему ты научен и научен ли вообще. От качества твоих знаний будет напрямую зависеть качество твоей христианской жизни.
«И что тебе вверено», – прибавляет Павел. Точный перевод этого места такой: «И ты был сделан верный». Тогда смысл фразы приобретает другой оттенок: «Пребывай в том, чему ты был научен, и был сделан верным». Вспомним, братья и сестры, что наша Церковь допускает к Таинствам только «верных», т. е. крещеных людей. Однако в древней Церкви, как мы видим, «верным» назывался не просто крещеный, но и обученный истинам христианства человек.
«Зная, кем ты научен». Павел имеет в виду прежде всего себя. Но апостол учит не от себя – за ним стоит Сам Христос. Так и мы научены Святой Церковью, а за ней стоят святые отцы, апостолы и Христос Господь. Он, Иисус, наш единый Учитель и Наставник, а святые лишь являют нам в жизни и разъясняют Христово учение. Человек нуждается в том, чтобы через подражание другим христианам, более опытным, учиться жизни во Христе. Как и говорит Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).
«Притом же ты из детства знаешь священные писания», – продолжает апостол. Как хорошо, как прекрасно, когда сладость божественных Писаний касается сердца человека с самых ранних лет! В наше время это большая редкость. Ребенок, интересующийся Писанием, выглядел бы сегодня юродивым в глазах окружающих. И мы, взрослые люди, в детстве не занимались чтением Библии. Сегодня перед нами стоит задача наверстывать упущенное. Ежедневный разбор хотя бы одной главы из Книги Жизни должен быть для нас постоянным правилом.
Говоря о «священных писаниях», Павел подразумевает книги Ветхого Завета, т. к. новозаветные тексты к тому времени еще не все были написаны, не обрели статуса Священных Писаний и не были собраны в один сборник. Здесь мы видим замечательный случай свидетельства Нового Завета о Ветхом Завете. Проповедник сообщает, что эти книги «могут умудрить… во спасение верою во Христа Иисуса». И апостол не одинок в своем свидетельстве. То же пишет и Петр: «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику» (2 Пет. 1:19). Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
Новозаветные книги ясно призывают нас к изучению ветхозаветных. Они способны «умудрить во спасение», они «свидетельствуют» о Христе, они уподобляются «светильнику, сияющему в темном месте». Странно, но в нашем церковном благочестии почему-то отсутствует «графа» о необходимости изучения Библии Ветхого Завета. Распространено мнение, что эти книги не очень-то и важны, без них вполне можно обойтись, их знание не влияет на спасение и т. д. Как мы уже убедились, такая точка зрения прямо противоречит взгляду апостолов и Самого Христа. Если мы причисляем себя к Церкви Христовой, а веру нашу именуем апостольской, то и на Ветхий Завет мы должны смотреть глазами Христа и апостолов. Так и делали древние христиане. Для них все Писание было единым текстом, вызывающим интерес и любовь. Разделение текста на ветхозаветный и новозаветный было лишь формальным: все книги изучались с равным усердием. Церковь первого тысячелетия хорошо знала то, что в наши дни многие уже не осознают: Новый Завет без Ветхого не понять.
Обратим еще раз внимание на слова Павла о том, что Библия способна «умудрить» христианина «во спасение». Дело в том, что вера может быть и не «во спасение». Например, человек ходит в храм, ставит свечи, о чем-то молится… Но вполне может оказаться, что смысл жизни христианской он полагает в борьбе с ИНН или с масонами. И только об этом и думает, и молится, и свечи ставит. Вот тут-то как раз и нужно, чтобы Писание умудрило такую веру, сделало ее библейской. Если вера не проверяется Писанием, она может стать неспасительной.
Церковь не случайно заводит разговор об изучении Библии в преддверии Святой Четыредесятницы. В древности оглашенных крестили под великие праздники – Богоявление, Пасху, чтобы они могли причаститься с верными в самый день праздника. Время Великого поста было периодом их усиленной подготовки к Таинству. Поэтому великопостный устав заповедует особенно усердное изучение Писания в эти дни. До Вербного воскресенья в храме должны быть прочитаны: Книга Бытия, Притчи Соломона, Книга Исайи; на Страстной Седмице почти все Четвероевангелие; дважды за каждую седмицу перечитывается Псалтирь… Не только постом и молитвой, но и углублением в истины священных текстов готовила Церковь к крещению новообращенных.
Не нужно думать, братья и сестры, что раз мы крещены, то эта сторона церковного Устава нас не касается. Мы очень плохо знаем Библию не только в сравнении с христианами древности, но даже и в сравнении с современными протестантами. Как замечательно, что перед началом Великого поста Церковь дает нам благословение на изучение ряда библейских книг. Очень хорошо будет, если пост и молитва, главные занятия Святой Четыредесятницы, примут в свое благодатное соседство и труд по изучению Священного Писания. Тогда вера наша станет разумной, молитва осмысленной, а пост наполнится библейским смыслом, который сильно отличается от распространенного сегодня отношения к посту как к голоданию.
Пусть же сегодняшнее апостольское чтение вооружит нас самым сильным оружием – верными мыслями и умудрит нас во спасение светом евангельской веры – разумной, библейской, православной. Веры, которой мы должны учиться и в которой нам заповедано пребывать.
Сергей Комаров
Источник: Портал «Православная жизнь»
Просмотрено (40) раз