Как нам увидеть Бога?
Сретение Господне – это праздник долгожданной встречи человека с Богом. Подобно тому как старец Симеон большую часть своей жизни чаял увидеть Господа, и наконец эта встреча в Иерусалимском храме на сороковой день жизни Богомладенца Христа состоялась, так и все мы, дорогие братья и сёстры, стремимся к встрече со Христом. Для этого мы собираемся на молитву в храме, читаем молитвенное правило дома, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин. Но всегда ли происходит ожидаемая встреча с Богом?
Из-за грехов и страстей, которые волнуют душу и тело, наши встречи со Всевышним в большинстве случаев носят мимолётный и непостоянный характер. В храме от прикосновения к нашему сердцу благодати Божией, в изобилии здесь присутствующей, на какое-то время мы испытываем чувство умиротворения и радости, но как только выходим за ограду, часто утрачиваем его и в результате ведем себя совсем не по-христиански. Здесь у нас и раздражение, и зависть, и осуждение, и все грехи по большому списку. По этой причине, как сказано в Евангелии, «имя Божие хулится среди язычников» (см. Рим. 2:24).
Неужели из-за грехов и страстей мы все погибнем, а после Страшного суда будем вечно мучиться в аду? Преподобный Исаак Сирин, пытаясь нас утешить, утверждает, что стабильного, нерассеянного предстояния перед Богом достигает лишь один из тысячи человек (см. Слова подвижнические. Слово 16). Признаками того, что кто-то достиг подобного состояния, является его совершенное незлобие, как у младенца, такой человек не гневается по пустякам, не раздражается, не унывает, не жалуется на жизнь, за все – и за радости, и за скорби, благодарит Бога, всех людей – и добрых, и злых, любит и считает своими друзьями. Положа руку на сердце, каждый из нас вынужден будет сознаться, что ему еще очень далеко до этого, а кто-то даже думает, что в условиях мирской жизни вряд ли нужно к такому состоянию стремиться. Но, как бы то ни было, кто не ставит перед собой цели искоренения из своей души и тела страстей, тот отказывается от несения своего жизненного креста и перестает быть христианином. Он лишь носит имя, будто жив, сказано в Апокалипсисе, но на самом деле он мертв (см. Откр. 3:1). Он, как неживая рыба, плывет по течению грязного потока мирской жизни.
Что же мы можем предпринять для того, чтобы даже в условиях житейской суеты и постоянно возникающих проблем мы все же шли на встречу с Богом и достигали внутреннего единения с Ним, чтобы у нас были, по слову апостола, такие же чувствования, как во Христе Иисусе?
По мысли святителя Феофана Затворника, ответить на этот вопрос нам помогут те люди, которые принимали непосредственное участие во встрече со Христом в Иерусалимском храме и были её очевидцами. Более всех чаял этой встречи с Богом старец Симеон. Пожалуй, это была единственная цель его существования, ибо он получил откровение от Ангела, что не умрет до тех пор, пока не исполнится обетование, запечатленное в книге святого пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). Следовательно, и нам в своей жизни нужно четко расставить приоритеты. Несомненно, деньги, крыша над головой, друзья, семья, работа, карьера, одежда, питание, отдых – это важно в жизни, но на первом месте у нас всегда должно быть служение Христу. Без Него все вышеперечисленное обессмысливается, теряет значение. Мы превращаемся в зверей, готовых из-за любой мелочи растерзать друг друга. Мы постоянно видим вокруг людей, имеющих достаток, хорошую работу, семью, но чувствующих себя несчастными и одинокими. Ибо они забыли о самом главном – Боге, или вспоминают о Нем лишь два раза в году: на Рождество и на Пасху, или когда заболеют.
Праведная Анна, которая служила при храме и во время Сретения пропела пророческую песнь, отличалась постоянством в молитве и посте. Это тоже важный урок для всех нас. Как бы ни были заняты, мы всегда должны находить время для утренних и вечерних молитв и никогда не пренебрегать постом, хоть каких кажущихся высот духовной жизни мы бы ни достигли. Кто пренебрегает постом, тот отказывается от лекарства, с помощью которого можно исцелиться от многих душевных болезней, терзающих нас. Кто не хранит пост, тот не сможет найти общий язык не только с врагами, но и со своими родными и близкими.
Богородица и праведный Иосиф Обручник также присутствовали при встрече. Божья Матерь отличалась в первую очередь смирением, чистотой чувств и желаний. Не случайно в Евангелии сказано: «Блажени чистые сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Без смирения и чистоты Господь представляется некой абстракцией, вымыслом. Не потому ли в советское время мучили и убивали епископов и священников, разрушали храмы, а в наше время многие, хотя и с именем Божьим на устах, но дерзают подымать руку на братьев по вере и крови?! Больше всего, именно из-за нечистоты своих помыслов люди попадают в сектантские и раскольнические группировки.
И наконец, праведный Иосиф Обручник являет нам пример трудолюбия и преданности воле Божией. Кто не трудится, тот пусть и не ест, утверждает апостол (см. 2 Сол. 3:10). А самое лучшее – это чередовать труд и молитву – ora et labora – учит святой Бенедикт Нурсисский.
Итак, чтобы нам увидеть Господа и эта встреча была не мимолётной, а постоянной и радостной, как у самых лучших друзей, определим правильно цель нашей жизни. И молитвой, постом, участием в Таинствах, трудолюбием, несмотря на чинимые козни и препятствия, будем мужественно к ней подвигаться.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь
Просмотрено (49) раз