Выбрать страницу

Об ищущих совершенства

Митрополит Калужский и Боровский Климент. Об ищущих совершенстваМы вступаем в Великий пост. Накануне этого важного периода Церковь напоминает, что преступлением заповеди в раю человек лишил себя благодатного единства с Богом. Пост же дан нам, чтобы, совершая его с верой, мы обрели благодать Господню.

Закон благодатной веры Христовой особый, и «законом» он назван условно. Известные до него закон совести и Моисеево законодательство говорят людям, как жить, чтобы спастись, не утратить связь с Богом. Закон благодати возводит человека на невообразимые высоты духовного совершенства единого бытия с Творцом и Спасителем мира.

В отличие от закона совести, который дан всем людям без исключения, закон благодати даруется только христианам. Духовное совершенство, по определению преподобного Иустина (Поповича), состоит в полноте евангельских добродетелей. А этого человеку своими силами достичь «невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк. 20, 27). Путь к уподоблению Богу по благодати, богосыновству, обожению открыт Богочеловеком Христом и обретается только в Нем.

Достичь евангельского совершенства способны далеко не все христиане, а лишь те из них, кто более всего земного возлюбил Христа и принес Ему в дар всю свою жизнь. Они посвятили себя исполнению Его воли, совершенному очищению от страстей, пребыванию в молитве, покаянии и богомыслии ради познания Бога и соединения с Ним в единую жизнь. Таковы преподобные Антоний Великий, Мария Египетская, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Нил Сорский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, святители Феофан (Затворник), Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы и жены, которые стяжали евангельское совершенство на монашеском пути.

Для спасения достаточно поступать по совести, выполнять заповеди, и это возможно всем, живущим в миру. А если человек желает большего, то он оставляет мирскую жизнь с ее трудами, житейскими радостями и огорчениями, чтобы, не отвлекаясь на земные заботы, идти за возлюбленным Христом и достигать полноты единства с Ним. Преподобный Иустин (Попович) подчеркивает, что первый подвиг, открывающий путь духовного совершенства, — это нищета ради Христа, которая «доказывает, что тебе Христос Господь стал всем и вся во всех мирах».

Разницу между спасением и духовным совершенством святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял, приводя беседу Спасителя с богатым юношей (см. Мф. 19, 16—21). В ответ на первый вопрос: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос указывает на известные заповеди Моисея. Когда же юноша признается в соблюдении всех норм Декалога и спрашивает: «Чего еще недостает мне?», Господь говорит, что, если он хочет не просто спасения, но совершенства, то ему надо продать имение и раздать нищим, а затем стать последователем Христа. Юношу опечалил этот совет, ведь он не смог ему последовать, будучи привязанным к своему богатству. На этом основании святитель Игнатий заключает, что «спасение необходимо для всех», а «снискание совершенства предоставлено произволяющим».

По евангельскому учению, путь к духовному совершенству требует отречения не только от материальных благ, но даже от своей души со всеми ее дарованиями (см. Ин. 12, 25—26). В этом суть монашества — умереть не только для мира, но и для себя самого, всецело предать себя в руки Богу, уподобиться железу в руках искусного кузнеца. Через подвиг полного самоотречения подвижник приобретает Христа, и в Нем, как пишет преподобный Иустин (Попович), получает все: «и землю и небо, и бессмертие и вечность, и Истину и Правду, и Любовь и Мудрость», то есть блага неизмеримо высшие, чем все земные сокровища и самые выдающиеся способности человеческой личности.

Владимир Алексеевич Троицкий, будучи одаренным церковным писателем, написал немало ярких богословских сочинений. Всем сердцем он желал посвятить Богу свою жизнь, но не решался стать на иноческий путь из-за опасений, что после пострига ему придется исполнять послушания, далекие от его любимого дела. Этот страх мучил его до тех пор, пока однажды Владимир не осознал, что свои богословские занятия он, по сути, любит более Самого Христа. После этого он без колебаний принял монашество, чтобы служить Богу на том поприще, которое Он Сам ему укажет.

Став иноком Иларионом, он действительно исполнял послушания, забиравшие все его силы и время и не оставлявшие возможности писать. Но затем Господь дал ему еще более плодотворно потрудиться и устным словом, и пером в защиту Церкви, которая переживала тяжелые годы гонений. Став «правой рукой» святителя Тихона (Белавина), архимандрит Иларион много проповедовал, вел богословские диспуты с обновленцами, убедительно опровергая всю их аргументацию. Каждое его слово было веско, налито мудростью, как спелое зерно. Оно ценилось верующим народом, ему верили. Пройдя тернистым путем евангельского крестоношения, до своей кончины святой Иларион (Троицкий) следовал за Христом и стяжал мученический венец.

Господь всех призывает к совершенству (см. Мф. 5, 48). Но затем говорит, что добровольно стать скопцами ради Небесного Царства способны не все, но кому дано (см. Мф. 19, 12). Следовательно, к евангельскому совершенству призываются все люди без исключения, однако достичь его в земной жизни могут лишь немногие. Большинство людей не в состоянии бросить все и отказаться от себя, чтобы пойти за Христом.

По образному сравнению святителя Игнатия (Брянчанинова), мирянин похож на полевой цветок, который по красоте уступает тепличным цветам, но более устойчив к непогоде и ветрам искушений. А монах подобен цветку оранжерейному: он достигает необычайной красоты, но требует тепличных условий. Малейшее нарушение климата может погубить его. Достичь евангельского совершенства в полной мере можно только при довольно жестких условиях. Эти условия — монастырский устав с продолжительными службами, общими послушаниями, скромной трапезой, минимизация контактов с похотями мира (см. 1 Ин. 2, 16), уединение в келье (см. Мф. 6, 4), непрестанная и неразвлекаемая молитва, срастворенная покаянием.

Господь не закрывает двери спасения и для тех христиан, которые не могут вместить полноту евангельского совершенства. Он применяется к нашим силам и возможностям. Но мы должны свидетельствовать о своей вере и о желании наследовать спасение исполнением заповедей. Начать можно с немногого, но важно хранить постоянство. Не все способны идти путем постоянного самоограничения, но никому нельзя жить по принципу вседозволенности. Впоследствии придется слишком дорого расплачиваться за такую жизнь. Не все могут читать обширное молитвенное правило, но все должны помнить, что мы ходим перед Богом, и обращаться к Нему в молитве не от случая к случаю, а ежедневно. И начать надо сегодня, пока мы еще проходим земной путь, мы можем меняться к лучшему и приближаться к Богу.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (19) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »