Об истинных и лицемерных постниках: как распознать
«Егда поститеся, не будите, якоже лицемери, сетующе: помрачают бо лица своя яко да явятся человеком постящеся: аминь глаголю вам яко восприемлют мзду свою» (Матф. 6, 16).
Слово о посте предлагает нам ныне, братья, Церковь, вводя нас в подвиг святой Четыредесятницы, – подвиг воистину для нас спасительный, который сам Начальник и Совершитель веры нашей Господь Иисус Христос освятил своим божественным примером, постившись сорок дней в пустыни, – и постом победив все искушения врага спасения нашего.
Конечно не для себя постился Господь и Бог во плоти; Безгрешный не имел нужды в посте, как в оружии против греха; Источник и Податель чистоты не требовал очищения себя постом.
Всемогущий мог и без поста победить искусителя, но Он для нас благоволил принять на себя сорокодневный пост, дабы загладить невоздержание праотцев наших в раю.
Постился для нас, дабы собою освятить наш бедный и недостойный пост, и соделать его очистительным для грешных душ наших врачеванием.
Для нас победил искусителя постом, дабы нашему безсильному посту сообщить свою божественную силу, и соделать его сильным оружием против искушений греха и духа злобы; дабы нас слабых своим примером ободрить к победой постом врага спасения нашего.
Когда Господь наш начал постом совершать дело спасения рода человеческого, – кто ж из верных Ему возмечтает, что и без поста можно обойтись в деле спасения своего?
Воин без оружия есть неприятелю добыча: так и христианин без поста есть пленник страстей и греха. По сему то нет ни одного праведника, который бы сохранил свою праведность без сего спасительного оружия, и все грешники, обратившиеся ко Господу истинным покаянием, и после грехов просиявшие святостью жизни, начинали обращение свое постом.
Спаситель Христос, вооружая верующих в духовный постный подвиг, остерегает их от хитростей самолюбия, умеющего вкрадываться в самые святые дела и показывает свойства и плоды поста истинного: «когда поститесь», говорит Он, «не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться постящимися».
Уныние в посте есть чувство сластолюбцев и плотоугодников, которые встречают оный как неприятеля своего сластолюбия, и спасительное время поста считают для себя самым скучным.
Лицемерные постники, имея сердце сластолюбивое, и питая в душе своей ненависть к посту, под личиною оного стараются скрыть сие злое чувство, и ежели постятся, то не для того, чтоб очистить душу и тело свое от страстей, а для того только, чтоб пред взорами людей показаться постниками и восхитить у них славу поста.
Спаситель на таковых лицемерных постников произносит праведный суд свой: «аминь глаголю вам, яко восприемлют мзду свою». Они получают то, чего желали. Удовлетворяют тщеславию своему, но сердце их и после поста остается таким же, каким было прежде – нечистым вертепом страстей и грехов.
«Ты же постяся», говорит Иисус Христос, «помажи главу твою,» «и лице твое умый: яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой видяй в тайне,» «воздаст тебе яве».
Древние жители востока имели обычаи, во дни радости и веселия помазывать главы свои благовонными веществами и с особенным тщанием умывать лица свои, а во дни печали и сетования посыпали главы свои пеплом, и лиц не умывали.
Спаситель не то нам заповедует здесь, чтоб мы, во время пощения, в самом деле умащали главы свои благовонием и заботились о умовении лиц своих; – излишние попечения о украшении тела и всегда не приличны христианину, кольми паче во время поста.
Он хочет, чтоб мы сие время, как дни очищения и спасения для душ наших, встречали с радостным сердцем, и вступали в поприще поста не с унылым, но с бодрым духом, подобно как мужественный воин вступает в подвиг брани с душою твердою; хочет, чтоб пост наш был истинный, которого отличительное свойство состоит в том, что он и начинается и продолжается пред очами Отца Небесного.
Истинный постник начинает пост свой воздержанием от всякого излишества в пище и питии, для того, чтоб всею душой своею обратиться ко Господу; ибо когда тело с насыщением упитано, тогда душа не способна заниматься богомыслием.
Но воздержание тела от брашен останется бесплодным, ежели не будет при посте воздержания ума от суетных и мирских помышлений, и воздержания сердца от греховных пожеланий и похотей. Очи Господа видят вся тайная сердец наших. Он не благоволит к воздержанию тела от брашен, когда душа, открытая пред взорами Его, не воздерживается от злых деяний. А для сего внутреннего поста души нет другого спасительнейшего средства, как беспрестанная сердечная к Господу молитва, которая всегда есть неразлучная спутница истинного поста.
Молитва и пост, по словам святых отцов, самым опытом прошедших путь спасения, суть два крыла, которыми души наши возносятся от земли на небо, к Богу.
Как птице без крыльев не можно подняться от земли на воздух: так и душе нашей, без молитвы и поста, не можно перейти из жизни плотской, земной греховной, в жизнь духовную святую, небесную. Одно крыло птице недостаточно для свободного летания по тверди небесной; так ни молитва без поста, ни пост без молитвы, недостаточны христианину для жития по духу Евангелия.
Но чтоб молитва сердца нашего была благоприятна пред Отцом Небесным, Спаситель заповедует: «Егда стоите молящеся,» «отпущайте,» «аще что имате на кого, да и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваши; аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших» (Марк. 11, 25).
И в самом деле, как можно грешнику приступить к Богу любви и милосердия с сердцем, исполненным мщения и гнева на ближнего своего? – На сей-то заповеди Евангелия основан благочестивый обычай верующих, при вступлении в подвиг поста, просить взаимного прощения во всех причиненных друг другу оскорблениях.
Кто с таким Евангельским расположением начинает и продолжает пост свой пред очами Господа, тому Отец небесный, видяй в тайне, воздаст яве.
Он на самом деле даст сердцу постящегося вкусить плод истинного поста в начале горький, но в последствии сладостью своею превосходящий все сладости мира, в темную храмину сердца кающегося грешника пошлет свыше луч света Своего, и грешник с сокрушением сердечным узрит – всю свою греховность и бедность, узрит душу свою исполненную нечистотами грехов и содержимую узами духа злобы.
Слезы раскаяния в оскорблении Господа любви и милосердия истекут от сокрушенного его сердца; когда он повергнется пред Богом и пред распятым Спасителем своим, при свидетельстве служителя Алтаря Господня, он уже не станет скрывать в сердце своем греховных своих деяний, – подобно как хозяин дома при свете солнца, проникающего сквозь окно, увидев сор и грязь в храмине своей, старается выбрасывать его вон весь без остатка.
И с какой радостью ощутит он в сердце своем спасительную перемену, которую Отец небесный даст ему ощутить ясно, удостоверив, что все грехи его отпущены! Самый верный знак, по которому всякой кающийся грешник, может узнавать действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот по словам св. Василия Великаго, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешать пред Господом: и сие есть весьма естественное чувство истинно любящих Господа, и от всего сердца обратившихся к Нему, что они из любви к Нему паче всего страшатся оскорбить Его божественную любовь каким либо грехом.
Ежели кто из грешников, ни в посте, ни в покаянии, еще не ощущал в сердце своем такой святой перемены, это есть верный знак, что он еще никогда истинно не постился, и пост его еще не благоприятен пред Отцом Небесным.
Так жаловались некогда Господу Иудеи на безуспешность поста своего: «что яко постихомся,» «и не увидел еси, смирихом души наши, и не познал еси? Во дни пощений ваших» ответствует им Господь, «обретаете воли ваша, и вся подручныя ваши томите; аще в судех и сварех поститеся, якоже днесь, не будет услышан с воплем глас ваш.
Не такового поста Аз избрах, и дне, еже смирити человеку душу свою, ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен, но разрешай всяк союз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя в свободу, и всякое писание неправедное раздери, раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия и безкровныя введи в дом твой; аще видишь нага, одей и от свойственных племене твоего не презри: тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют, и предыдет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя; – тогда воззовеши и Бог услышит тя, и еще глаголющу тебе речет: се приидох»(Ис. 58, 3–9).
Так, братия, Господь всегда готов принять в отеческие объятия всякого кающегося грешника, – ибо несть грех побеждающий милосердие Его; точию мы да притецем к Нему, и обратимся от путей лукавых на спасительный путь заповедей Его, да ходя во свете их, в кротости и смирении сердца, сподобимся в радости святых встретить всерадостный и всеспасительный день преславнаго воскресения Его. Аминь.
Свт. Филарет (Амфитеатров)
Слова и речи, говоренные в разные времена. О посте
Просмотрено (95) раз