Выбрать страницу

Смысл проклятья

Смысл проклятья

В первый воскресный день Великого поста Церковь неторопливо и тщательно поминает всех, кто по своим убеждениям и образу жизни не имеет с нею ничего общего, и твердо добавляет: «Анафема».

Поверхностно воспринимая это действие, и потому возмущаясь им, современные люди напоминают невежественных старушек из рассказа Василия Никифорова-Волгина «Торжество Православия». Выходя в этот день из храма, они чинно поздравляли друг друга «с проклятьицем».

Сегодня Церковь возвещает анафему не только как дань традиции. Христос, возлюбивший Церковь и предавший Себя за нее, чтобы «она была свята и непорочна» (Еф 5, 27), во все времена Один и Тот же. Непреложны Его слова: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18).

Церковь Христову не смогли поколебать все ухищрения и злоба гонителей – от язычников могущественной Римской империи до пламенных ленинцев и партийной номенклатуры Советского Союза. Мирянин-исповедник Сергей Фудель писал, что на протяжении веков Церковь неоднократно стремились переделать на свой лад еретики «от гностиков до Толстого», пытаясь положить в нее иное основание помимо Христа, но все их усилия оказались тщетными.

Не во внешних гонениях видит опасность христианин, сам испытавший гонения, а в греховном мраке, который незаметно, исподволь разъедает изнутри храм человеческой души. Духовная пустота образуется внутри человека вследствие «отрыва веры от любви, вероучения от жизни», когда христианин придумывает себе призрачную, «символическую» веру, которая не ведет его «путем подвига любви, путем исполнения заповедей».

Страшно помыслить, что может позволить себе человек, называющий себя христианином, но не руководствующийся верой во Христа и не стремящийся выполнять Его заповеди. На что такие люди дерзают надеяться, если в своей жизни они не желают проповеданной Христом нравственной чистоты? Еще первым христианам апостол Павел писал, «что неправедные Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9). Из всех пороков он наиболее предостерегал от блуда, потому что им оскверняется тело, а оно является храмом Святого Духа. О благоговейном хранении чистоты особенно надо помнить всем, кто причащается в эти дни Святых Христовых Таин.

Праведный Иоанн Кронштадтский называл Церковь Божественным обществом святых и пояснял, что любой грех ставит нас вне этого общества, вне благодати Божией. Желающим успокоить себя отсутствием «больших», «серьезных» грехов Господь адресует вопрос: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35). Куда же нам бежать от обличающего, для кого-то ставшего нестерпимым света Истины? Только к стопам Господним, к Кресту и Евангелию, лежащим на церковном аналое.

Евангелие предостерегает осознающего свой грех и не кающегося ужасающим примером предателя Иуды. Он увидел свое преступление, но не приступил к живительному покаянию и потому обрек себя на вечную гибель. Стремление исправиться, жить по Евангелию и сердечная просьба к Богу даровать силы на этот подвиг сокрушают все связи души с грехом. В этом состоит наше непосредственное участие в Торжестве Православия. Мы возвещаем анафему греху, собственному сомнению, малодушию и становимся причиной небесной радости, о которой Спаситель говорит, что она превосходит радость «о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).

Наше личное участие в сегодняшнем празднике проявляется в деятельном покаянии. Оно возвращает нас в Церковь, о чем во время совершения таинства Исповеди читается особая молитва: «…примири и соедини его Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе нашем». Мы восстанавливаем свое единство со Святой Церковью Христовой, но не по причине нашей праведности, а потому что Церковь принимает наше покаяние, и мы становимся сопричастными ее божественной жизни. «Постоянный подвиг покаяния и любви есть единственные врата в Церковь», — писал Сергей Фудель.

Великий пост предоставляет для этого все средства. Он помогает нам настроить свою жизнь, пришедшую в диссонанс с Богом и людьми. Но от нас требуется подвиг, чтобы наше покаяние принесло плод — добродетельную жизнь и вечное блаженство.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (32) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »