Выбрать страницу

Бесстрастие – это хорошо или плохо?

Бесстрастие – это хорошо или плохо?В IV веке жил один ученый монах, которого звали Евагрий. У него самого духовная жизнь не очень складывалась, но он был великим эрудитом и даже помогал святителю Григорию Богослову в опровержении арианской ереси. Однако более всего его волновал вопрос: почему многие люди уходят в пустыни, где основывают монастыри, и там строго постятся и непрестанно возносят молитву Богу. Он недоумевал: зачем так истязать и мучить себя, неужели и без такого подвига невозможно быть христианином? Ответ на этот вопрос он хотел найти не только для себя, но и для всех христиан, чтобы все знали, для чего они берут на себя подвиг молитвы и поста. Он путешествовал по египетской пустыни, где встречался с прп. Макарием Великим и прп. Макарием Александрийским, а также с простыми монахами, и от них узнал очень важные вещи, необходимые для духовной жизни, которые запечатлел в книге. Этими наставлениями руководствовались и до сих пор руководствуются многие христианские подвижники.

Хотя большинство из нас не монахи, но мы вступили в Великий пост и нам тоже будет не бесполезно узнать, зачем нужно сейчас сугубо молиться и усилить воздержание. Это необходимо знать еще и потому, что о смысле воздержания нас могут спросить наши родные, близкие, друзья и важно уметь дать им правильный и убедительный ответ.

От египетских подвижников Евагрий узнал, что существуют три этапа духовной жизни:

– жизнь деятельная;
– жизнь «естественная», или созерцательная;
– вершина духовной жизни – видение Святой Троицы, или богословие.

Весь смысл жизни деятельной состоит в преодолении и погашении страстей, в подчинении беспорядочных движений души законам естества, а также в борьбе со злыми помыслами и бесовскими приражениями. Страстность есть рассеяние (рассеянность), блуждание ума, легкая подвластность внешним впечатлениям. Страстный человек берется за многие дела, но ни одно из них не может сделать как следует, довести до конца. Особенно тяжело ему дается молитва, требующая максимальной степени сосредоточения.

Среди множества страстей, которые терроризируют человека с малых лет и до гробовой доски, подвижники выделяют 8 основных – это чревоугодие, блуд, гнев, сребролюбие, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Кстати, большинство современных СМИ работает над тем, чтобы возбуждать в людях именно эти страсти. Чем лучше им это удается, тем выше их рейтинг, а в интернете – большее количество просмотров.

Всего тяжелее – бес уныния, которого святой псалмопевец Давид в 90-м псалме называет «бесом полуденным». Он томит однообразием и старается, чтобы человек постоянно искал себе новых развлечений. Человеку, например, быстро надоедает его однообразная работа, постоянное место жительства, окружающие люди, и он все время ищет чего-то нового, но в конце концов, как старуха в сказке Пушкина о золотой рыбке, остается ни с чем.

Всего опаснее – бес гордости и помысл тщеславия. Именно по причине гордости пал с неба светлый Ангел Денница и превратился в злого беса. По этой же причине возникали древние и продолжают возникать новые церковные расколы и ереси.

Со страстями подвижники советуют бороться, вытесняя их противоположными им добродетелями, особенно молитвой и постом, а со злыми помыслами – молитвой и духовным созерцанием.

Вершиной и расцветом деятельной жизни является бесстрастие, от которого рождается настоящая жертвенная любовь. Любовь есть начало «естественной жизни» и восхождения к видению Святой Троицы.

Современные люди боятся бесстрастия и часто отождествляют его с безразличием, апатией. Кстати, с греческого языка бесстрастие так и переводится словом «апатия». Но бесстрастие не есть бесчувствие, или нечувствие, или равнодушие, как в религиозных практиках Востока – в буддизме, например, – где под бесстрастием понимают бесчувствие, избавление как от злых, так и от добрых чувств. Бесстрастие есть независимость и стойкость, подлинная духовная свобода во Христе, но никак не пассивность, равнодушие и холодность.

В одном из патериков рассказывается о старце-подвижнике, который решил лучше разъяснить и наглядно показать своим ученикам, что такое бесстрастие. Из монастыря он повел их в шумный город. И по пути следования им встретилась большая процессия – шла очень красивая женщина, которая, по-видимому, была известной театральной актрисой. Вокруг нее увивались десятки ухажёров, стараясь всячески угодить. Старец велел ученикам не смотреть на нее, а опустить глаза. Когда они приблизились к процессии, то ученики так и сделали, а старец внимательно на нее смотрел. В келье ученики стали спрашивать у старца, почему допущена такая несправедливость – им было запрещено поднимать глаза на эту красивую женщину, а сам он ей любовался. Подвижник объяснил, что если бы они, молодые и страстные, посмотрели на нее, то не остались бы без искушения, а сам он, когда видел ее, то хвалил Бога, что создал такую красоту. То есть старец смотрел на женщину бесстрастно, прославляя Христа.

По мере того как душа освобождается от страстей и чувственных впечатлений, перед ней открывается иной, высший мир. Она видит, что все в этом мире подчинено суду и Промыслу Божию, что нет в нем языческого рока (судьбы) или чистой случайности. От созерцания видимых вещей мира ум восходит к созерцанию невидимых вещей, где на высотах духа достигает богословия – созерцания Святой Троицы. Отсюда известное крылатое выражение: «Богослов тот, кто молится, и кто молится, тот богослов».

В этом духовном познании преобразуются душа и тело человека. Человек духовно умирает и воскресает, становится новым. Евагрий называет это малым воскресением, которое является преддверием великого и всеобщего воскресения.

Мы увидели, для чего брали на себя сугубый подвиг поста и молитвы древние подвижники. Постараемся хоть в малой мере им подражать. Пожалуй, все мы находимся лишь на первой ступеньке духовного роста и Великим постом будем продолжать вести невидимую духовную брань со страстями и похотями. Кому-то пост будет даваться непросто. Но все мы призваны вдохновляться и стремиться к тому, чтобы достичь подлинной свободы во Христе – блаженного бесстрастия, а через него, по слову апостола, хотя бы гадательно, как через тусклое стекло, увидеть Бога (1 Кор. 13:12). А в грядущий праздник Пасхи, который в этом году будет очень рано, 8 апреля, духовными очами увидеть светлое Христово Воскресение и ощутить всю силу Его благодати; в вечной же жизни сподобиться зреть Святую Троицу в Царствии Небесном. Аминь!

Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь

Просмотрено (52) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »