Бог есть Бог не только живых, но и мертвых
Особое место в богослужебной практике Православной Церкви занимает поминовение усопших. Выражается это как в прошениях, которые ежедневно возглашаются за богослужением в монастырях и храмах, так и в сугубых молитвах о тех, кто уже отошел ко Господу. Также есть несколько суббот в году, когда Церковь усиленно молится об умерших. Во дни Великого и спасительного поста Святая Церковь установила для поминовения усопших православных христиан три заупокойные поминальные субботы.
Вся литургическая жизнь Церкви пропитана памятью о часе смертном. Как часто мы слышим во время совершения церковной службы слова: «…христианския кончины живота нашего у Господа просим», «…доброго ответа на страшнем судилищи Христове просим», «…Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим».
Церковь всегда утверждала важность общецерковной молитвы за усопших, ведь изменить загробную участь человека может только сугубая молитва Церкви о нем, только горячая молитва еще живых родственников и близких людей о покойнике. Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние».
А Блаженный Августин словно дополняет слова вселенского учителя и святителя: «Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, Спасительная Жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели, сколько заслужили они по грехам своим. Ибо вся Церковь соблюдает это, как переданное от отцов, чтобы о скончавшихся в общении Тела и Крови Христовой молиться, когда воспоминаются они в свое время при самом Жертвоприношении, и выражать то, что Жертва приносится за них».
Уже с первых веков христианства заупокойные молитвы были нормой жизни Церкви, каждый из ее членов молился не только о живых, но и о тех, кто уже отошел ко Господу. К сожалению, в наше время есть много новых религиозных течений, члены которых, именуя себя христианами, отбрасывают этот благочестивый обычай Древней Церкви, сохраненный и до наших дней в Православии.
Они, сознательно отрицая молитву за усопших, «обличают» православных и в том, что те раздают приношения в память об умерших. Но, ссылаясь на уже упомянутого нами Иоанна Златоуста, увещающего: «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга», каждый из нас должен понимать, как на самом деле важна для тех, кто отошел в мир иной, молитва и милостыня о упокоении души.
И очень важно в дни поста для каждого из нас не только принести достойный плод покаяния, не только постараться искоренить из себя страсти и пороки, не только примириться со всеми, с кем мы по той или иной причине находились или еще находимся в ссоре, но и усердно помолиться о тех, кому эти молитвы особенно нужны.
Всегда будем просить Господа, чтобы Он принял наши молитвы, упокоил наших почивших сродников и всех от века усопших православных христиан и ежегодно сподоблял всех нас по истечении времени Великого поста несказанной радости Светлого Христова Воскресения.
Иеромонах Иннокентий
Сайт Киево-Печерской лавры
Просмотрено (109) раз