Вера – дар Божий. Слово в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
В Неделю 4-ю Великого поста, мы совершаем память преподобного Иоанна Лествичника, великого подвижника, жившего за полтора тысячелетия до наших дней. Он был игуменом издревле славного монастыря на Синайской горе, там, где Бог говорил со Своим пророком Моисеем.
Встав на путь монашества в юности, преподобный Иоанн был игуменом этого монастыря всего четыре года, будучи поставлен после 40 лет отшельнического подвига на управление обителью уже убеленным сединами 75-летним старцем. Как начало подвижнического пути преподобного, так и его поставление в игумены Синайской горы сопровождалось по действию Божией благодати чудесными событиями.
Славный в то время духовный наставник авва Мартирий, взяв с собою еще юного Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал; и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».
А в тот самый день, когда поставили авву Иоанна игуменом, сам Боговидец пророк Моисей служил ему. Тогда сошлось около шести сот посетителей, и все они сидели, вкушая пищу; и Иоанн увидел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда посетители разошлись и служители сели за трапезу, искали повсюду сего ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий преподобный авва Иоанн сказал: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».
Одним из плодов ученых занятий преподобного Иоанна Лествичника стала знаменитая книга о лествице добродетелей, где он раскрыл 30 ступеней восхождения по лестнице духовного совершенства.
Те, кто читал «Лествицу», могут справедливо подивиться как стройной логике, так и высоте преподаваемых в этом сочинении духовных наставлений. На Руси эту книги было принято читать за богослужением Великим постом.
В 30 словах «Лествицы» читатель познает, как страсти и добродетели связаны друг с другом, что полагает препятствие в деле спасения, а что способствует скорому духовному преуспеянию. «Лествица» погружает нас в глубины подвижнической науки из наук и искусства из искусств – деятельной борьбы с ветхим человеком, со страстями, с кознями духов злобы поднебесной – и, наоборот, указует, как, вооружившись рассуждением, с помощью Божией безопасно восходить в духовной жизни от силы в силу, от добродетели к добродетели. Вершиной совершенства, уподобляя его светлости солнечной, преподобный Иоанн полагает союз трех добродетелей: веры, надежды и любви. Вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость.
Евангельское повествование о бесноватом отроке, исцеленном Спасителем, которое мы слышали за Божественной литургией, побуждает нас к размышлениям о вере. Вера, по слову Лествичника, все может творить и созидать, отсюда вывод: без веры все рискует подвергнуться уничтожению и разложению – векторам, преимущественно относящимся к действиям падших злобных духов.
«Один человек из народа обратился к Спасителю: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9: 17–19).
Перед этим, придя к ученикам, Господь увидел много народа и книжников, спорящих с ними. Книжники и фарисеи упорно не хотели поверить в Иисуса Христа как в Богом посланного Мессию. Ни исполнившиеся на Христе древние пророчества, ни чудеса Спасителя, ни Его преславное Воскресение не исправили их неверия. Наоборот, это только возгревало в них злобу и зависть. Гордость, злоба и зависть отсекли их от величайшего блага, данного роду человеческому, – дара общения с Богом. Так отпал некогда от Бога и верховный ангел.
Иисус сказал отцу бесноватого отрока: «“Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему”. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: “верую, Господи! помоги моему неверию”» (Мк. 9: 23–24).
Исповедник Церкви Русской святитель Афанасий (Сахаров), проведший более 30 лет в ужасных страданиях в заключении и ссылках, указывал, что вера есть, прежде всего, дар Божий и мы, подобно апостолам, должны испрашивать его в молитве.
«И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Лк. 17: 5).
И отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Слезы – спутники не только радости и горя, но и покаянного чувства.
Для получения дара веры, укрепления в вере мы должны предуготовить себя покаянием, перестать быть родом развращенным. Это слово «развращенный» в Евангелии обозначено греческим глаголом диастрефо, что значит не только «развращать», но и «поворачивать (с ног на голову), искажать, приводить в замешательство, опрокидывать».
Зачастую искаженное понимание того или иного явления нашей жизни укореняется в сознании, в духовном настрое человека и препятствует ему, подобно книжникам, уверовать в Евангелие. Люди могут настолько развратиться в своем разуме, что просто не хотят, чтобы Бог существовал. Потому что Бог мешает им жить свободно – по свободе диавола, а не той свободе, которую дарует нам Дух Божий. Родом развращенным могут стать и огромные группы людей, народы, цивилизации. Это мы узнаем из Священного Писания, да и реалии настоящего времени, когда крайние по своей мерзости формы греха возводятся в норму могущественными многомиллионными государствами, наводят на подобные размышления.
Но Господь, совершенная Кротость и Любовь, не отсекает никого от возможности прийти к Нему, а кротко увещевает: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20).
Эти слова Спасителя свидетельствуют о том, что Бог каждому человеку предлагает дар веры. Но человек свободен принять или отвергнуть Божий дар.
Вера, основанная на рациональном опыте, имеет малую цену; она ближе к привычному для нас знанию.
«Ты поверил, потому что увидел Меня, – говорит Спаситель апостолу Фоме. – Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29).
Настоящая вера рождается из внутреннего порыва, подобно парящей в небесных высях птице, возводит нас горе на крыльях поста и молитвы. Сам Спаситель учит нас, что избавиться от пленения действиями бесовскими мы можем не иначе, как через две эти добродетели: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9: 29).
Внутренний порыв, исполненный решимости, питает веру и порой творит чудеса. Вспомним хотя бы решимость и веру хананеянки, дочь которой жестоко бесновалась. «О, женщина! велика вера твоя, – сказал ей Спаситель, – да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15: 28).
Братья и сестры, сегодняшнее евангельское повествование содержит в себе и поучительное указание на проблему отцов и детей. Без покаянного подвига, без живой веры, слезной молитвы родителей никакие воскресные школы, церковные курсы, формальные посещения богослужений не смогут воспитать детей. Не случайно говорят: нет проблем детей, есть проблемы родителей. И даже если дети уже отступили от ограды церковной, направили стопы в страну далече, пленены лукавыми бесами, вспомните отца несчастного отрока и, припав к Спасителю, возопите к нему не с малой, а великой верой хананейской жены: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».
И пусть вера будет нашим неотлучным спутником, путеводителем и, по слову преподобного Иоанна Лествичника, лучом света на небосклоне.
Сто лет назад замечательный русский поэт великий князь Константин Романов (К.Р.) написал удивительное по своей силе и выразительности стихотворение, посвященное святой вере:
О, вера чудная, святая,
Ты чудоточная струя,
Ты дверь души в обитель рая,
Ты жизни будущей заря!
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный
И жизни путь мне просвещай!
Дай нам всем Господь совершить поприще Великого поста в лучах просвещающего всех Света Христова, верою и любовью достигнуть океана света – праздника Воскресения – не только здесь, на земле, через три недели, но и в невечернем дни Царствия Спасителя. Аминь.
Иеромонах Павел (Щербачёв)
Православие.Ru
Просмотрено (51) раз