Ты думаешь, “Лествица” – это такая методичка?
«Выбери из этой лестницы любой пункт, любую ступеньку, и, хорошенько подумав, скажи: лишняя она в твоей жизни? Сможешь без нее жить? Нужна она тебе, без нее – сможешь ли со Христом быть и ближних любить?». В неделю преподобного Иоанна Лествичника священник Сергий Круглов размышляет над главным творением святого и нашим восприятием этого творения.
– Батюшка, ты «Лествицу»-то читаешь?
-Да , читал когда-то…
– Но не постоянно держишь ее, так сказать, на ночном столике у изголовья?
-Нет, вовсе нет. Такие книги, знаешь… Прочитал, что-то усвоил… А потом приходит время что-то из них применять в жизни… Ну, это уж как Бог даст.
– Ну да… Но перевод же – ужасно архаический. «Итак поспешим теперь исполнить повеление истинных рабов Божиих, которые благочестиво нас понудили и верою своею убедили; в несомненном послушании прострем недостойную нашу руку и, принявши трость слова от их же разума, омочим в темновидное, но светящееся смиренномудрие..» Ну что это такое, если не, так сказать, «литературный памятник»? Это скорее стихи какие-то. Как таковыми словами руководиться современному человеку?
– Вообще, я думаю, что святоотеческим сочинениям, в том числе и «Лествице», непременно предстоит быть заново переведенными, для современных читателей. Как и Евангелие, например – вот же новые и новые переводы появляются. Так и эти писания , в которых люди делятся бесценным конкретным опытом применения Евангелия в своей жизни … А новые переводы отцов непременно нужны: то, что было понятно для одних в 18-м скажем веке, может быть непонятным для других в веке 21-м, а дело-то не в самой сути излагаемого, а просто в языке, в переводе. Ну, думаю, дал нам Бог книгу – даст и переводчиков…
Но меня другое задело в твоих словах – выражение «руководиться». Ты что думаешь, эта книга – это такая что ли методичка?
– Так ведь вы, священники, так ее обычно прихожанам и преподносите…
-Да?…В самом деле, есть такое. Ну, уж ты нас прости…
-Да ладно, ничего… А правда, что это – единственная православная книга, про которую икона написана?
– Правда. Вот она, эта икона. Смотри: лестница от земли до неба, у подножия – Иоанн Лествичник такой в кафедре стоит , проповедует, а на лестницу карабкаются человечки. Одни дальше лезут, ко Христу, вокруг них ангелы, другие срываются, падают, их черные подхватывают, утаскивают…
-Как думаешь, я на ней – где?
– Ох!.. Откуда мне знать. Это ты сам должен чувствовать.
– Ну да… А ты?
-Ох!… Не знаю, брате.
– Кстати, к вопросу о «методичке». Вот, батюшка, я думаю: книга эта – памятник монашеской литературы. Так? Она ведь – для монахов. А мы-то с тобой – не монахи. Знаешь, сколько новоначальных пыталось эту книгу буквально применить в жизни, ничего у них не вышло, только повредились в своем житии, и вовсе бросили всякое делание. А то и из Церкви ушли, разочаровавшись?…
– И что?
– Да ничего… Нужная вроде бы книга, важная – но как нам-то ее, мирским, читать? Мы не отшельники, не в пустыне средневековой живем?
-Как читать? А вот именно – не как «методичку». А читать – творчески.
– Это как?
– А примеряя прочитанное – не букву, но дух, по слову евангельскому – к себе, к устроению своего «я» и своей жизни.
– Например?
– Ну вот смотри. Книга, говоришь, монашеская. Но вот как Лествичник изображает последовательность ступеней, ведущих к Небу, хоть монаха, хоть любого христианина:
Отречение мирского жития
Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире)
Странничество (уклонение от мира)
Послушание
Покаяние
Память о смерти
Плач о своей греховности
Кротость и безгневие
Удаление памятозлобия
Несквернословие
Молчание
Правдивость
Отсутствие уныния и лености
Борьба с чревоугодием
Целомудрие
Борьба со сребролюбием
Нестяжание
Преодоление преград в аскетической жизни
Искоренение нечувствия
Малый сон, усердие к братской молитве
Телесное бдение
Отсутствие боязливости и укрепление в вере
Искоренение тщеславия
Отсутствие гордыни
Кротость, простота и незлобие
Смиренномудрие
Низложение страстей и укрепление добродетелей
Безмолвие души и тела
Молитва
Бесстрастие
Вера, надежда и любовь
Вот, брате, выбери из этой лестницы любой пункт, любую ступеньку, и, хорошенько подумав, скажи: лишняя она в твоей жизни? Сможешь без нее жить? Нужна она тебе, без нее – сможешь ли со Христом быть и ближних любить? Сможешь ли быть самим собой, то есть человеком, дитём Божиим? Лествичник так про это пишет: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; «несть бо лицеприятия у Бога» (Рим.2:11)».
– Да… Пожалуй, ты прав, батюшка…
– «Прав»… В том ли дело, прав я или нет…
– А в чем?
– А в том, что мы с тобой, пока тут разговариваем, смотри куда уже по этой лествице-то забрались.
– Ох!… Ёлки!… И точно.
– Вроде пока и невысоко – а голова-то кружится, скажи!..
– Еще бы!..
– Бать… Страшно мне… Навернёмся!..
– Мне что ли не страшно. Но первое правило восхождения помнишь? Оно общечеловеческое: подымаешься вверх – не смотри вниз, не оборачивайся назад. Только вперед.
-А второе?
– А второе – уже чисто христианское: никто не восходит ко Христу в одиночку, не самоспасается, не самовозносится. Мы в Церкви, брате. Ты меня подсадишь. Я тебя подтяну. Только так, и никак иначе. Ну что, лезем дальше?
Священник Сергий Круглов
Православие и Мир
Просмотрено (37) раз