Как в духовной жизни избежать крайностей
Четвертая Неделя Великого поста предостерегает нас, христиан, от крайностей в духовной жизни. Не случайно Евангелие этого дня повествует об исцелении Господом бесноватого отрока. Ученики не могли помочь, а Христос, даже при маловерии отца, который сознался в этом словами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» – исцеляет его. Когда ученики стали спрашивать у Спасителя, почему они не могли исцелить отрока, то Он ответил, что сей род (то есть бесы) изгоняется лишь молитвой и постом (см. Мк. 9:29).
По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), нынешнее Евангелие в образе бесноватого отрока, которого во время приступов бросало то в огонь, то в воду, обрисовывает наше духовное состояние, склонное к крайностям, и указывает на самые надежные средства от этой духовной болезни – молитву и пост. Нас, подобно этому отроку, тоже часто бросает в крайности. То мы строго постимся, тщательно исследуя этикетки на продуктах, нет ли там молока или яиц, то объедаемся; то мы, как говорят, мухи не обидим, то воспламеняемся гневом, готовым, подобно пламени, испепелить прогневавших нас. То мы благочестиво посещаем храм, читаем утренние и вечерние молитвы, исповедуемся и причащаемся Святых Христовых Таин, то ведем себя хуже язычников, когда не можем простить обиду даже за сделанное нам замечание и глубоко прячем её в своем сердце. То мы ревнуем о вере, то одолеваемся политическими страстями, всячески понося чиновников или своих братьев по крови.
Эта Неделя посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника, который за свою долгую 90-летнюю жизнь научился сам избегать крайностей в духовной жизни и уже много веков через свою замечательную книгу «Лествица» учит и других не впадать в них. Само название говорит о том, что основным принципом духовной жизни должна быть постепенность. Нельзя надеяться на то, что в страстном состоянии мы можем внимательно и нерассеянно молиться и самоотверженно любить. Лествица имеет 30 ступеней. Это число указывает на совершенство. Именно в 30-летнем возрасте Христос Спаситель вышел на проповедь Евангелия.
Первые семь ступеней книги – подготовительные. Они научают отрекаться от пристрастий этого мира, чувствовать себя здесь, на земле, странниками, ценить послушание, стяжать в душе покаяние, память смертную и плач о грехах своих. Далее указываются приемы борьбы со страстями. Среди этих страстей на первое место преподобный Иоанн ставит гнев, потому что он легко разрушает согласие даже между самыми близкими людьми, которые до этого души друг в друге не чаяли.
Не менее самого гнева опасны его исчадия – памятозлобие, осуждение, клевета, многоглаголание и ложь. Памятозлобие – это состояние, когда при внешней благоприветливости мы загнали гнев глубоко в тайники своего сердца и он не проявляет себя до поры до времени. При возникновении каких-то препятствий гнев, как из некоего горячего вулкана, вспыхивает с утроенной силой. Но даже загнанный внутрь гнев постоянно выдает себя клеветой, которая больше всего проявляется в осуждении окружающих, многоглаголанием (в наше время – бессмысленными дискуссиями в социальных сетях), свидетельствующем о неспокойствии души, и ложью – осознанным устройством тайного вреда ближнему.
Если с помощью молитвы и поста человеку несколько удается победить свой гнев, то впереди ему предстоит борьба с не менее коварными противниками – леностью, чревообъядением и блудом. Леность очень тесно дружит с унынием и печалью, а чревообъядение является матерью блуда. Преподобный детально рассматривает, как победить эти страсти и стяжать целомудрие – всеобъемлющее название всех добродетелей. И, наконец, страсти, с которыми христианину надлежит особенно бороться, – это сребролюбие и любостяжание. Помните, что апостол Павел называет сребролюбие корнем всех зол (см. 1 Тим. 6:10).
Кажется, что все враги уже полностью разбиты и окончательная победа за нами. Но на самом деле радоваться рано. Впереди христианина ждет борьба с еще более сильными искушениями (с ними могут справиться лишь немногие): холодностью, которая, как черная туча, часто обволакивает душу без всяких причин; тщеславием, которое незаметно примешивается к каждому доброму делу; и гордыней, когда мы незаслуженно начинаем требовать к себе особого отношения. Именно по этой причине спал с небес самый светлый Ангел Денница. По этой же причине отпадают от Церкви все раскольники и сектанты.
Кто побеждает в себе холодность, тщеславие и гордыню, тому даруется светлое одеяние, сотканное из кротости, смиренномудрия, рассуждения, безмолвия, внимательной молитвы, блаженного бесстрастия и союза трех добродетелей – веры, надежды и любви.
Как видим, Лествица прп. Иоанна ведет нас на небо, в Царствие Божие, а главное – предостерегает от всех опасностей на этом пути. Чтобы нам впредь не впадать в крайности духовной жизни, сделаем «Лествицу» настольной книгой и будем обращаться к ней как можно чаще. Кроме того, существует много других святоотеческих книг, которые научают христианина правильно бороться со страстями и стяжать добродетели. От нас только требуется не лениться читать их, а о неясностях спрашивать у священников.
Подружимся, братья и сестры, не только со Священным Писанием, которое в древности многие старались заучивать наизусть, но и со святоотеческой литературой, которая просветит нас, умудрит и сделает достойными Царства Небесного. Аминь!
Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь
Просмотрено (60) раз