Откуда приходят всякие бедствия и несчастия
Святитель Филарет Амфитеатров рассказал, что сильнее всего тормозит человека в духовном развитии.
Почему Спаситель паче прочих добродетелей нищету духа полагает в начало и основание истиннаго блаженства человеков?
Известно, что начало всякаго несчастия и всех бедствий, как временных, так и вечных, есть гордость. Ибо гордость была и есть начало греха, а грех причиною смерти (Рим.5.2).
Гордостию сатана из светлаго и блаженнаго Ангела соделался духом злобы и князем тьмы и свержен с неба. За гордость прародители наши, потерявши невинность свою, изринуты из рая сладости. Сие змеиное семя и во всяком грешнике произращает всякое зло.
Спаситель и Господь наш Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы разрушить «дела диавола» (1Ин.3.8) и, исторгнув из сердец наших ядовитые и смертоносные семена его злобы, посеять в нас живоносное семя слова Своего, «да о нем» возрастем «во спасение» (1Пет.2.2).
По этой причине в премудром порядке восстановления потерянного нами блаженства естественно в начало и основание его полагается смирение, или нищета духа. Для сего Он Сам показал образ глубочайшего смирения. «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2.6–8). «Иже богат сый, обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся». (2Кор.8.9). Для сего и Матерь Себе благоволил избрать смиреннейшую всех Ангелов и человеков, Преблагословенную и Пречистую Деву Марию. Для сего и первыми строителями таин царствия Своего соделал Апостолов, бедных и смиренных рыбарей.
Смирение для входа в царствие Иисуса Христа так необходимо, что без него ни одного, так сказать, шагу не можно сделать. Одни только смиренные способны к истинной вере во Христа: ибо, сознавая естественную бедность ума человеческаго и неспособность к понятию таин Божиих, они с младенческою простотою верят слову Божию, не постигая оных, и по вере их Бог им открывает тайны царствия Своего (Мф.11.25).
Одни только смиренные способны к принятию всех даров Духа Святого: ибо, чувствуя бедность свою, на подобие нищих, просят их у Отца небесного и неотступно толкут у дверей милосердия Его и Бог отверзает им сокровища любви и благости Своей. Подобно как вода естественно течет вниз по наклонности земли: так и живоносная вода благодати Духа Святого изливается на одних только смиренных, и чем более христианин смиряется, тем изобильнее и скорее приемлет в сердце свое сокровища Царствия Небесного. «Блажени убо нищии духом, яко тех есть царствие небесное» (Мф.5.3),«Смиримся убо, братие, под крепкую десницу Божию; да ны вознесет» (1Пет.5.6).«Гордым бо Бог противится, смиренным же дает благодать.» (1Пет.5.5). Аминь.
Святитель Филарет Амфитеатров
«Беседы на Евангелие от Матфея»
Просмотрено (83) раз