Выбрать страницу

Подвиг расслабленного. Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Исцеление расслабленного при купели "Вифезда"Христос Воскресе!

В четвертый воскресный день продолжающейся пасхальной радости, вспоминаем мы чудо исцеления Господом нашим Иисусом Христом расслабленного – парализованного человека, который 38 лет пребывал в тяжелой болезни. Он находился, как и многие другие больные, слепые, хромые, иссохшие, в купальне, называемой по-еврейски Вифезда, что значит «дом милости, милосердия», «место благодати, исцеления». Находилась эта купель в Иерусалиме у Овечьих ворот, через которые, как вероятно, прогонялись к храму жертвенные животные, или близ них был рынок, где продавались и покупались волы и тельцы, овцы и козы для жертвы всесожжения, мирной жертвы, жертвы за грех или жертвы повинности. Купель Вифезда использовалась и как хранилище воды для жителей Иерусалима, и как место омовения жертвенных животных. Первый историк Церкви Евсевий Памфил пишет в начале IV века, что «Вифезда – купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется Овчий, по причине жертв».

Вода из этой купальни, где омывали животных, предназначенных в жертву Единому Богу, была чудодейственной, когда «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5: 4).

Мы с вами знаем, дорогие братия и сестры, как бывает неприятно и тяжело, когда в святом месте – в храме Господнем – вместо любви и взаимоуважения, великодушия и благоговения перед святыней видим наглость и бесцеремонность, протискивание вперед и желание первым приступить к Святой Чаше или приложиться к кресту. А представьте себе, что значит 38 лет видеть подобное же отношение к святыне – отношение абсолютных эгоистов, ограниченных потребителей не только земных благ, но дерзающих восхитить самым безобразным образом и блага духовные. Вновь приходящие за чудом исцеления так и не смогли проявить великодушие и сострадание к одинокому расслабленному, уступить ему очередь и помочь погрузиться в воды Вифезды. «Чающие движения воды» (Ин. 5: 3) забыли про главные Заповеди Божии – возлюбить Бога и своего ближнего.

Прав был философ Диоген, бродивший среди бела дня по оживленным площадям и улицам с зажженным фонарем со словами: «Ищу Человека». Расслабленный, вспоминаемый нами сегодня, также не мог найти себе человека-помощника, пока к нему не пришел Сам Богочеловек – Господь Иисус Христос. Он, помогавший всем нуждающимся и с верой ожидающим помощи от Бога, но особенно людям, «нищим духом» (Мф. 5: 3), исцеляет расслабленного только словами: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5: 8).

И бывший больной точно исполняет слово своего Исцелителя – делает то, что нельзя было делать праведному иудею – что-либо носить в день субботний, делает это, «чтобы дело сие (то есть чудесное исцеление) не почли [маловеры] за призрачное»[1] и обманное. Он берет постель (вероятнее всего это была циновка или ковер), на которой пролежал возле купели 38 лет, и идет с ней по Иерусалиму.

Но откуда возник этот запрет на перенос вещей в день субботний? В книге Исход мы читаем: «А в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни» (Исх. 16: 5). Накануне Субботы, в шестой день, евреям, бродившим по пустыне после перехода Чермного моря, надо было собирать вдвое больше чудесной манны, потому что на седьмой день ее не было, и этого нельзя было делать в другие дни. Так Господь в своем жестоковыйном народе воспитывал преданность к Себе и веру в Попечительство Божие над Своим верным творением. Со временем мудрецы иудейские решили, что только то, что заранее приготовлено к Субботе, можно перемещать с места на место в этот день. Вещи, к Субботе не готовые, попали под запрет по причине простого опасения: перенося с места на место вещи и инструменты, специально предназначенные для действий, человек, забывшись, может употребить их по прямому назначению. Поэтому мудрецы разрешили перемещать их только для того, чтобы совершить с их помощью исключительно разрешенные действия: например, если нечем разбить орех, можно сделать это молотком. Но перемещать предметы для других целей было запрещено. Так, например, если перед Субботой тот же самый молоток был забыт в таком месте, где он может пропасть или испортиться, в Субботу нельзя было заносить его в надежное место.

Берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками

Расслабленный, конечно, знал это правило, но для него, как человека благодарного своему Исцелителю, высшей правдой является исполнить без прекословия и лукавства слово Христа: «Встань, возьми постель твою и ходи». И берет он свою постель как крест, зная, что будет осужден и жестоко наказан мнимыми праведниками и блюстителями благочестия. Но для старейшин и мудрецов исцеленный расслабленный был слишком ничтожным и рассматривался только как одно из многих средств для причинения боли и вреда Господу Иисусу Христу; он для мудрецов представитель того народа, который «невежда в законе, проклят он» (Ин. 7: 49). И ждали они, что исцеленный расслабленный остался расслабленным душой, таким же, какими были и они; что он за 38 лет озлобился на равнодушных и жестоких людей и уже не будет доверять им, уважать и любить их, не будет вести себя благородно.

Не знали мудрецы иудейские, что в горниле скорбей, во время болезни в душе человека «рождается та добродетель, которую трудно приобрести в жизни спокойной, чуждой страданий»[2]. Скорбь рождает «терпение, от терпения [происходит] опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 3–5). И человек, познавший любовь Божию, перенесет ее и на людей, и не будет памятозлобства в его сердце, а будет умиление и тихая радость.

Умиление, дорогие братия и сестры, всегда является первым признаком выздоровления от душевного расслабления, от паралича души. Это «ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти»[3].

На вопрос же иудеев: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: “возьми постель твою и ходи”?» – исцеленный расслабленный не дает ответа, потому что «не знал, кто Он» был (Ин. 5: 12–13). Господь, скрывшийся в народе, затем снова встречает исцеленного и дает ему совет-заповедь: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). И только тогда расслабленный понимает, Кто исцелил его, и он, взявший еще раньше свою постель в субботу как крест, как знак верности Богу и преданности, готовности служить Ему, невзирая на сложности и опасности, идет к иудейским старцам.

Конечно, старейшины и мудрецы ожидали этого, ведь простой народ уважал их и слушался, и ожидали они, что расслабленный назовет имя Христа как имя Того, Кто повелел ему нарушить заповедь переноса вещей в Субботу, а тем самым надругался над святыней и достоин наказания. Подлость и предательство исцеленным расслабленным своего Исцелителя спасло бы его самого от наказания.

Но «заболевший познает цену здравия», – говорит великий подвижник преподобный Исаия Отшельник, и потому никогда не сделает зла своему врачу. И вместо предательства расслабленный смело и открыто свидетельствует перед сонмом лицемеров, что его Исцелитель – Иисус Христос, что Он, именно Он сотворил это чудо, которое мы с вами сегодня воспоминаем.

Расслабление тела может случиться с каждым из нас, дорогие братия и сестры, и не всегда мы знаем этому причину. Причину же расслабления души, параличного состояния всех сил душевных мы знаем: это наша греховная жизнь. По мнению святого Марка Подвижника, складывается эта болезнь из трех греховных составляющих: неведения с забвением, разленения с нерадением (уныния) и окамененного нечувствия.

Средством против духовного расслабления являются только молитва и терпение

Зная о распространенности данного состояния среди всех людей, Святая Церковь предлагает нам ежедневно просить у Бога помощи в борьбе с расслаблением души: «Избави мя, Господи, от неведения, забвения, уныния и окамененнаго нечувствия». Средством против расслабления являются только молитва и терпение. И если при молитве «ощущается нечувствие, то, несмотря на это состояние нечувствия, полезно нудиться к внимательной молитве и не оставлять молитвенного подвига, творя молитву гласно и неспешно, потому что после нечувствия внезапно прикасается к сердцу благодать Божия, и оно приходит в умиление»[4]. А затем приходит и утешение от Бога.

Будем же постоянно «трезвиться против духа, наводящего печаль на человека, [который] распростирает многие сети, чтоб уловить тебя и ввергнуть в расслабление»[5]. Будем внимательны к своим ближним, нуждающимся в нашей помощи. Будем великодушны и благоговейны к святыне. Не будем чаять движения воды и прочих чудес, но будем ждать Царствия Божия и готовиться к нему, радуясь за исцеленного Господом расслабленного и утешаясь тем, что

Христос Воскресе!

Иеромонах Силуан (Никитин)
Православие.Ru


[1] Синаксарь в неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном.
[2] Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Духовные рассуждения // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/duhovnye-rassuzhdenija-i-nravstvennye-urok/430
[3] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О мертвости духа человеческого.
[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письмо 547: О молитве // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание сочинений. Т. 7: Избранные письма.
[5] Авва Исаия. Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник.

Просмотрено (44) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее
Подать записку на Великопостную родительскую субботу
Вторая и четвертая субботы Великого поста (15 и 29 марта) — дни всеобщего поминовения усопших. Великопостная родительская суббота.  Панихида. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Великий пост

с 3 марта по 19 апреля

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Великий покаянный канон

3, 4, 5, 6 марта

В первые четыре дня Великого поста совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу... 7 марта (пятница) утром
Раздача освященного колива

В первую пятницу Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим...

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

(младенцев за такой Литургией не причащают)
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 марта — Вмч. Феодора Тирона далее » Обретение мощей блж. Матроны Московской далее »

9 марта — Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия далее » Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи далее »

15 мартаПоминовение усопших далее »