Хожу в храм, всё исполняю, но жизнь не меняется. Что делать?
На поставленный вопрос отвечу так: нужно продолжать ходить в храм и всё исполнять. Однако христианину, столкнувшемуся с такой проблемой, важно задуматься о своём отношении к тому, что он исполняет.
Мы с вами ходим в храм, но что привело нас в него впервые, благодаря чему мы переступили его порог? Кого-то привели родители, кого-то — друзья. Кто-то пришёл сюда совсем юным, кто-то — в пожилом возрасте. Здесь мы впервые услышали церковное молитвенное чтение и пение, исповедовались и причастились Тела и Крови Христовых, относимся к этому с благоговением и страхом Божиим. Святые отцы напоминают каждому христианину: сколько бы лет он ни посещал храм Божий, самое главное — не привыкать к святыне. Это значит, что человек всегда должен взращивать в себе благоговение и бороться с безразличием.
Многие верующие, к сожалению, не трудятся в этом направлении. Утрата благоговения и безразличие появляются в нашей жизни не внезапно. Приходя в храм, когда уже идёт служба, мы порой отвлекаем молящихся; прикладываемся к иконе или мощам, не осознавая, с каким событием связан праздник этого дня, кто изображён на иконе. Бывает, что во время богослужения ни в сердце, ни в разуме у нас нет молитвы.
Чтобы посещение храма приносило плоды, нужно осознавать, что там происходит и зачем мы в него пришли. Перед исповедью священник читает молитву: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое», — и тут возникает вопрос: осознано ли мы подходим к таинству, действительно ли ощущаем себя стоящими перед Христом? В момент причастия осознаём ли, Кого в себя принимаем? Прибегая к святыне, имеем ли благоговение? Есть ли у нас ощущение душевной и сердечной теплоты, чтобы каждое посещение храма стало для нас таким же, как и первое, когда всё было новым и волнующим?
Во временной жизни Господь даёт человеку свободу выбора. В нашей воле решить, что выбрать: добро или зло, жить со Христом или без Него. Мы верим, молимся, соблюдаем посты, стараемся не нарушать заповеди Божии. Однако апостол Иаков так пишет о вере: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). В нашей духовной жизни должны быть труд и добрые дела, совершаемые с молитвой. Конечно, в первую очередь надо научиться молиться Богу. Молитва — это горючее вещество для нашего сердца. Если молимся Богу, то и сердце горит к Нему, не молимся — оно постепенно окаменевает, и мы становимся только потребителями земного.
Человеку необходим труд — и духовный, и общественный. Если вкладывать в него любовь, совершать дела ради Христа, то и вера наша будет жива, и жизнь изменится. Ещё мы должны научиться доверять Богу и возлагать на Него свои надежды.
Если жизнь не меняется, хотя человек делает всё необходимое, ему нужно спросить себя: что именно он хочет изменить? О чём просит Бога? У людей часто возникают сомнения, недоверие Богу. Христос, видя наше сердце, знает, в чём мы нуждаемся. Мы привыкли просить: «Господи, дай!», — но что мы с вами сами даём Ему? Надо молиться и просить: «Господи, Ты знаешь, в чём моя нужда, да будет не моя воля, а Твоя». И Господь пошлёт нам всё, в чём мы нуждаемся и что послужит для нашего спасения.
Вспомним Закхея, который хотел увидеть Христа, но не мог этого сделать из-за окружившей Его толпы. Он залез на смоковницу, и Христос, подойдя к дереву, сказал: «Закхей! сойди скорее: ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Что чувствовал Закхей в тот момент? Я думаю, духовную и сердечную радость. После он решает изменить свою жизнь: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19: 8-9). Мы должны уподобляться Закхею: с пламенным сердцем встретить Христа, творить добрые дела, за которые Господь посылает спасение и мир.
Каждый Великий пост Церковь воспевает благоразумного разбойника. Пребывая на Голгофе возле Христа, он обратился ко Господу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое. И сказал ему Иисус: истину говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23:42-43). Будем же подражать ему и просить Спасителя о милости. Господь пришёл на землю, был распят за наши грехи, пролил Свою честную Кровь, воскрес и открыл нам райские двери. Может ли Он отвернуться от нас, просящих Его о помощи?
Протоиерей Сергий Еленич
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (91) раз