Почему смысл поста заключается не в воздержании?
Пост, в своей идее и в своём истинном духе, отрясает с человека всё неверное, призрачное и всё лишнее, что превратилось уже в нечто самодовлеющее для человека и завалило камнями для него вход в истинное.
Пост есть нахождение мудрости, закономерности и чистоты отношений ко всему через возвращение к чистому источнику жизни – Богу и через послушание Его слову. Пост есть воздержание: осмысленное и последовательное воздержание от всего не-истинного и не-вечного. Но Пост не есть лишь одно отрицательное воздержание; он есть и положительный приход к истине, вкушение истинной жизни.
Воздержание не есть центр Поста. Центр Поста есть именно вкушение истины воли Божьей, богоустановленной жизненной гармонии вещей. Пост есть всецелое послушание Богу, целомудрие мира. Вкушение постной пищи и невкушение скоромной не есть только отказ от одного рода физической пищи и вкушение другого её рода. Невкушение и вкушение проходит через всю глубину жизни человека, касается основ его.
Пост есть отказ от вкушения человеческим сердцем и разумом всего призрачного, не-истинного и не-вечного Всецелое устремление ко вкушению вечного и истинного.
Пост есть явление глубоко положительное, светло-активное. Оттого Господь повелевает постящимся не помрачать лица своего, но помазать главу и умыть лицо своё (см. Мф. 6:17–18). Пост есть веселие, радость духа, торжество вечности над временностью, победа правды над ложью, любви над ненавистью, света над тьмою. Пост есть цвет жизни, лучшая песнь человека в мире: песнь, переходящая в пасхальное песнопение.
Пост есть сеяние в Дух, причащение Духа Божия, и потому Пост всегда заканчивается и исполняется в Святом Причастии Тела и Крови Христовых, что делает явным Пост не как отрицательное действие, но положительное устремление к Причастию Христа, жизни наиболее полной в Нём. Всё остальное подготовка. Путь не должен делаться самодовлеющим и закрывать самую цель пути.
Молитва без поста, то есть без свободы сердца от всего в мире, от всяких ценностей, зависимостей и привязанностей душевных и плотских, не есть молитва, но то, что Спаситель называет многословием. Не уподобляйтесь, говорит Он, язычникам, которые думают, что в многословии своем будут услышаны (Мф. 6:7). Знает Отец, что нужно нам. Ему нужно не столько само наше прошение как таковое, но нужно Ему соединение нашего духа с Ним, с Его Духом. Через прошение ли, через покаяние ли, через благодарение или славословие наш дух соединяется, сродняется с Духом Божьим и оживает, воскресает, находит в Нём своё блаженнейшее бессмертие.
Оттого молитва как произношение определённых слов ещё не есть молитва. Но молитва обусловлена освобождением сердца от греха, от пристрастия к тленному, хотя бы на единое мгновение! Она связана с жизнью сердца.
Пост обостряет видение всей временности этого мира и реальности мира будущего. Пост углубляет чувство ответственности за земную жизнь, за всякое её дело и слово, за всякое мгновение. Приводя нас к познанию нашей слабости,
Пост нам облегчает смягчённое и просветлённое отношение к недостаткам окружающих нас людей. Прокажённый, обнаруживающий свою болезнь, легче пойдёт к другому прокажённому, чем человек, хотя и прокажённый, но не знающий ещё о своей болезни и воображающий, что он здоров. И все святые прикасались к познанию своей греховности и слепоты своей природы через это постническое познание, и через это восходили к всё большей жажде совершенной жизни Христовой. И обнимали сострадающей, сочувствующей любовью всё грешное стенающее творение, себя почитая самым несовершенным его выражением.
Архиепископ Иоанн (Шаховской)
«Мгновения святой тишины»
Просмотрено (61) раз