Как изменить мир?
Страдая от несовершенств окружающей жизни, люди обычно только сетуют и признают, что сами они бессильны что-либо изменить, ведь в настоящем и в будущем от них мало что зависит. Будучи обычными гражданами, они не определяют ни политический курс, ни экономическое направление, ни идеологию, ни культурное развитие своей страны — такое складывается у них впечатление.
Но это далеко не так. Как минимум, любой из самых обычных людей обладает мощным потенциалом воздействия на другое, не менее важное — личность человека или даже нескольких человек следующих поколений. Через это каждый способен изменить настоящее и будущее, участвовать в его формировании. В первую очередь, эта возможность есть у родителей, дедушек и бабушек. Есть она и у воспитателей, и у преподавателей, и в какой-то мере — у всех людей.
Сколько раз мы оказываемся перед выбором: помочь ли женщине с маленьким ребенком, сделать ли детям замечание, когда они неправильно обращаются с животными, остановить ли подростков, когда они готовы обидеть слабого товарища, научить ли ребенка любви и вере в Бога. Как повести себя еще во множестве ситуаций, когда можно вмешаться или равнодушно пройти мимо, решает для себя любой человек вне зависимости от наличия детей и внуков у него самого. Своим решением он неминуемо влияет на будущее.
Кто-то скажет, что один человек, отдельная семья или педагог со своим классом — это лишь капля в море в масштабе города, страны, мира. Но ведь это «море» и состоит из множества «капелек». У каждой «капли» есть возможность сделать мир в настоящем и будущем чуть лучше или чуть хуже. Если мы не думаем, как отразятся на окружающем нас мире наши действия или слова, мы сами создаем себе проблему. И не одну. Святой Иоанн Кронштадтский считал, что от недостатка христианского воспитания растленно все общество.
В последние годы нередко критикуется воспитательный опыт прошлого. Обвиняют родителей, воспитателей, учителей в непонимании, «психологическом насилии», стремлении соответствовать навязанным нормам, жить с оглядкой на других. Что же предлагают некоторые «специалисты» вместо этого опыта? Чему готовы верить и следовать не самые дальновидные родители в воспитании своих чад? По их мнению, растить ребенка нужно таким, чтобы в первую очередь было хорошо и удобно ему самому, во вторую очередь — родителям в общении с ним и ему в общении с родителями, а уже потом — обществу, всем остальным. Если руководствоваться подобными рекомендациями, то, безусловно, можно вырастить только эгоистов и эгоцентристов.
В Евангелии есть универсальное мерило наших отношений к окружающим. Христос сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Так зададимся вопросом. Хорошо ли, счастливо, комфортно будет нам и нашим детям жить в обществе, где каждый считается в первую очередь со своими интересами, желаниями, мечтами, а интересы, желания других у него где-то далеко на периферии?
У взрослых, которые хотят вырастить самодовольных детей, расталкивающих всех локтями на жизненном пути, живущих только для себя и немного ради своей семьи, в действительности нет любви и заботы о своих чадах. Разве могут любящие родители желать, чтобы их дети и внуки оказались вынуждены жить в обществе, где каждый живет только для себя и не видит проблем другого? И как эти люди, для которых на первом месте собственное удобство, будут сосуществовать и договариваться между собой? Они не будут обращать внимание на нужды состарившихся родителей, а ведь те растили их себе в радость, и собственных детей будут изводить своими прихотями.
Как-то я посетил Православный центр «Златоуст», где летом отдыхают дети. Ко мне под благословение подошел мальчик лет одиннадцати. Он был необычно пострижен, часть чубчика и хвостик были покрашены в разные цвета. На мое удивление его прической, он стал извиняться и сказал, что ее сделал парикмахер, потому что так захотела мама. У мальчика надо развивать мужество, любовь, веру, патриотизм, а не относиться к нему как к кукле, которую можно украшать в свое удовольствие.
Эгоистам хочется комфорта только для себя, а от окружающих они всегда ждут проявления способности учитывать мнения и интересы других, умения видеть ситуацию с разных позиций, сочувствовать, сопереживать, готовности уступить в чем-то. Так не бывает, и начинается борьба за выживание. Но именно это приносит нам страдания. Нам не нравится жизнь «по праву сильного», когда это право обращается против нас.
Желая изменить этот порядок, надо научить детей доброй мудрости: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15). Ее нельзя вложить в душу ребенка нотациями, а только путем любви, и прежде всего к Богу — Источнику любви и добра, поэтому надо как можно раньше познакомить детей с радостью быть с Богом, постигать и творить Его волю.
Самое большое и важное, что мы можем дать следующим поколениям, — это внутренний опыт союза души с Богом, стремление жить во Христе. Только в Нем мы можем черпать неэгоистичную любовь к каждому человеку: умение слышать и сопереживать, силы прощать и благословлять желающих нам зла, способность видеть в обычных окружающих нас людях образ Божий и ради их блага (духовного или обычного бытового комфорта) жертвовать своими силами, временем и укрощать свое эго.
Если же мы будем учить детей поступать, исходя из своих пожеланий, интересов, удобства, и не научим внимательному отношению к окружающим, умению уступать, когда это нужно, видеть чужие интересы и права, слышать других людей, учитывать их мнение и стремиться прийти к согласию, то мы создадим проблему себе, обществу и самим детям.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (32) раз