Захваченные хвастовством
О причинах хвастовства и возможности преодоления его – митрополит Антоний (Паканич).
Хвастовство – признак душевной и духовной незрелости.
Не зря именно это качество распространено среди детей: некоторые таким образом компенсируют свою детскость и зеленость, подражая взрослым и желая раньше времени продемонстрировать свою «опытность» и «искушенность».
И если к детям-хвастунам окружающие относятся снисходительно, по-доброму корректируя их поведение, то хвастовство взрослого выглядит отталкивающе и болезненно. Хвастаясь, человек показывает свою слабость, инфантилизм и даже недоразвитость.
Зрелой духовно личности не нужно никому ничего доказывать и демонстрировать, человек мирно проживает свои дни, равно и ровно общаясь с окружающими.
Что же является причиной такого явления?
Тщеславие. Именно оно толкает на самые необдуманные, абсурдные и рискованные поступки.
Тщеславие застилает глаза и лишает человека возможности видеть все в истинном свете. Впавший в тщеславие не оценивает реально жизненные ситуации, не может объективно рассчитать свои силы, не в состоянии увидеть, насколько он может быть смешон и жалок.
Тщеславный человек живет в своем вымышленном мирке, в котором он центр, он главный герой, где все и вся крутится вокруг него и, по его мнению, зависит только от него, его настроения, присутствия, мир постоянно нуждается в нем.
Это самообман чистой воды. Тщеславные люди лишены трезвомыслия, у них нет друзей и приятелей, они, как правило, одиноки, так как вытесняют других из своей жизни бесконечной ложью, излишним преувеличением, неискренностью и болезненностью, забивая и утомляя постоянным хвастовством и бахвальством.
С ними некомфортно, а иногда и невыносимо.
Как с этим бороться? Как хвастуну побороть свою хвастливость?
Этот порок, к сожалению, лечится с большим трудом. Человек, привыкший с детства врать себе и окружающим, постоянно хвастаться мнимыми достижениями, тяжело выходит из подобного состояния, для этого нужны огромные волевые усилия, но главное – желание вырваться из гнетущего плена тщеславия.
Если человек все таки осознал свою болезнь, рассмотрел в себе разрушающую страсть, то ему в первую очередь следует научиться тщательно следить за собой, за своими мыслями, словами, действиями.
В разговоре с другими людьми важно быть предельно внимательным, отслеживать, не возвышаюсь ли я над собеседником, когда что-либо рассказываю, не является ли именно бахвальство истинной целью моего разговора. Сознательно, делая над собой усилие, нужно уходить от этого.
Отвечать всегда лучше в рамках заданного вопроса прямо, неуклончиво и невитиевато, не перескакивать на темы, не относящиеся напрямую к вопросу. Тщеславие пытается с вашей помощью доминировать над собеседником, распространиться максимально в пространстве, ему тесно в рамках. Пресекайте его.
Тщеславие не уживается с простотой, ему нужны громогласные трубы, звенящие струны, гремящие бубны, оно теряется и рассыпается на мелкие частички в тишине, спокойной и мирной обстановке.
Где простота, мир и покой – там нет места тщеславию.
«Сотворяй дела твои втайне», – сказано в Евангелии. Сделали что-то хорошее – сохраните в сердце как самую большую драгоценность.
Безусловно, порой хочется, чтобы кто-то разделил с нами радость, успехи. Это могут сделать только самые близкие люди или те, кого это тоже касается.
Не следует делиться своими успехами или планами с людьми, которые не имеют отношения к вашим делам.
Этим вы только подпитаете лишний раз тщеславие и потеряете так тяжело зарабатываемый мир в душе. Посторонних же людей можно только оттолкнуть таким поведением.
Постоянное трезвление, внутреннее бодрствование поможет выявлять кривизны души и заскорузлые страсти. С Божией помощью мы начнем прозревать и превращаться из расслабленного и больного в бодрого и здорового духом человека.
Дай Бог, чтобы наше прозрение пришло милостью Божией уже вскоре, чтобы мы могли еще осознанно, в радости и мире прожить отведенные нам дни.
Дай Бог, чтобы вера в милосердие Божие укрепляла нас в борьбе с нашими грехами, а благодатная помощь Создателя утешала и подкрепляла нас, как утешает и наполняет утренняя роса поникшие цветы засушливым летом.
Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (58) раз