Боль за детей надо обращать в молитву. Воспитание детей по святому Паисию Святогорцу. Часть 2
Окончание. Часть 1 см. здесь: Духовный капитал семей
Как безрассудная любовь вредит, так вредит и безрассудное давление, поскольку оба они проистекают из нашего нездорового эгоизма. Старец отмечал это, говоря:
«Некоторые родители сильно давят на своих детей, даже при посторонних. Как будто у них есть какой-нибудь ослик, и они его палкой направляют, чтобы шел вперед, держат уздечку в руках, а ему говорят, чтобы шел себе свободно! Потом доходят до того, что детей бьют. Своим давлением родители не помогают детям, а душат их.
Постоянно: “Не то, не это, это сделай так…” Поводья держать надо, но так, чтобы они не лопнули. Пускай внимательно контролируют детей, чтобы направить их на путь истинный, но не создают пропасть между собой и ими. Пусть делают то же, что хороший садовник, когда сажает деревце: он его нежно привязывает к колышку, чтобы оно росло ровным и не поранилось, когда ветер станет клонить то налево, то направо. Он его даже огораживает плетнем и поливает своевременно, смотрит, чтобы, пока у него ветки не отрастут, их не обглодали козы. Потому что если его оставят без ветвей козы, ему уже конец, оно уничтожено. Дерево с отломанными ветвями ни плодов дать не может, ни тени тебе предоставить. А когда ветки у него отрастут, тогда садовник убирает плетень, и дерево начинает давать плоды, а под его тенью могут найти себе приют козы, овцы и люди.
В своей чрезмерной заботе родители, однако, хотят в большинстве случаев обмотать своего ребенка проволокой, тогда как его надо привязывать нежно, чтобы не поранить. Пускай стараются помочь детям таким образом, который культивирует в их душах достоинство, чтобы они ощутили добро как необходимость. Пускай объясняют им, что такое добро, насколько могут по-доброму, с любовью и болью»[1].
Незабвенный старец всегда подчеркивал и для малых, и для больших: что бы мы ни делали, надо делать это с усердием, благородством, любовью и болью. Он советовал родителям взращивать достоинство в детях, чтобы они могли сами смело и радостно делать добро в жизни, любить Христа и своего ближнего и чтобы их жизнь была исполнена духовного смысла.
Когда родители замечают безобразное поведение и негативную реакцию своих детей, надо хладнокровно узнать, в чем причина. Очень часто пример родителей играет главную роль в формировании характера и душевного мира наших детей. Старец говорил:
«Чтобы ребенок нас слушал, а вел себя безобразно – значит, что-то тут не так. Может, он видит безобразные сцены или слышит безобразные слова дома или на улице. В любом случае мы помогаем детям главным образом своим примером, а не нажимом.
Многие родители ссорятся при детях и дают им плохой урок. Бедные дети расстраиваются. Потом, чтобы их утешить, родители начинают исполнять любые их желания. Отец идет и берет ребенка добром: “Что ты хочешь, чтобы я тебе купил, золотко мое?”
Идет и мать, которая тоже берет его добром, и в результате дети вырастают капризными и притворщиками. Если же родители впоследствии не смогут дать им того, чего им хочется, они начинают пугать их тем, что покончат с собой.
Я вижу, как помогает детям добрый пример родителей. Когда дети видят, что родители любят друг друга, относятся друг к другу благоразумно, молятся и т.д., тогда они запечатлевают это в своих душах»[2].
Очень часто родители в начале семейной жизни бывают далекими от Бога и допускают много ошибок в воспитании детей. А потом познают Божию любовь и сильно удручаются, видя ошибки, которые сделали по отношению к своим детям, а главное то, что не научили их любить Бога. Факт, что такая боль достаточно сильна для чувствительных душ родителей, ставших впоследствии благочестивыми, и диавол может воспользоваться этим, выше меры опечалив их души, чтобы утопить их в чувстве вины и ввести в отчаяние из-за ошибок в спасении детей. В этих случаях мудрый и человеколюбивый старец говорил нам, что если у родителей будет откровенное покаяние и они будут молить Бога помочь их детям, Бог что-нибудь для них сделает. Бросит какой-нибудь спасательный круг, чтобы они спаслись от бури, в которую попали. И даже если не появятся люди, которые помогли бы, может, они увидят что-нибудь, что им поможет, чтобы положение дел повернулось к лучшему. Вы должны знать, что у этих родителей имелось благое расположение, но только, когда они были маленькими, им не помогли в семье, и они имеют право на Божию помощь[3].
Одним из главных поучений святого старца было то, что преблагий и справедливый Бог никогда не поступает несправедливо с человеком, и всякий человек, с которым поступили несправедливо, навсегда будет оправдан в Его вечном Царстве, но на этом свете Он тоже подает ему все возможности, чтобы он не пострадал духовно. Когда мы онеправдованы[4] людьми, нас оправдывает справедливый Бог, – очень часто говорил он нам в своих поучениях. То же самое и в случае с трогательным феноменом детей, которые живут духовно и любят Бога, но сталкиваются со многими трудностями и препятствиями со стороны родителей, а также в случае с сиротами. О них старец говорил, что Бог больше печется об этих детях, чем о тех, у кого есть родители, живущие духовно[5].
Старец всегда повторял нам, чтобы мы имели веру, доверялись Богу. Он считал, что чем меньше у человека помощи от людей, тем больше он имеет прав на Божию помощь, которая, по сути, и помогает нам и в которой мы нуждаемся. Об осиротевших детях он говорил характерным образом:
«Я завидую детям, лишенным большой любви родителей, потому что они многое сделали для своего Отца – Бога уже в этой жизни, а параллельно с этим сделали вложение в сберегательную кассу Бога, лишившись родительской любви, которая приносит проценты.
Но и в этой жизни добрый Бог поможет им, потому что с того момента, когда Он так или иначе забирает у них родителей, Он обязан защищать их. Бог естественным образом любит их больше и больше о них заботится. Этим детям Бог дает больше прав в этой жизни, чем другим»[6].
Блаженный старец приводил в пример своего святого – преподобного Арсения Каппадокийского, который рос круглым сиротой, без матери и без отца. Если бы он духовно не воспрял перед фактом своего сиротства, если бы он не воспрял с храбростью, то был бы измучен, имел бы психологические проблемы. Вы видите, однако, каким бесстрашием он обладал! Какую борьбу вел! Как он был болен, но как много пеших переходов совершал! Шел, будто летал! Здесь явна сверхъестественная сила, которую подавал ему Бог. Разве у Христа могут быть трудности с воспитанием сирот?[7]
Какое утешение подает нам старец этими словами! Но то ли только сиротство, когда родители умирают телесно? Не является ли видом сиротства, духовного и телесного, духовная омертвелость и погибель душ наших родителей, их постоянное отсутствие дома и жизнь, далекая от Бога?
Господь жив, уверяет нас преподобный старец. Когда кажется, что вокруг сплошной негатив и вот-вот наступит хаос, тогда Бог развеивает это Своей любовью, и в Боге человек очень часто из терний собирает благоуханные и драгоценные розы.
Не будем отчаиваться, когда заметим, что наши дети испытывают духовные трудности, но станем молиться
Поэтому давайте не будем отчаиваться как родители, когда заметим, что наши дети испытывают духовные трудности, даже если это из-за наших недостатков. Через самоукорение, которое рождается из смирения и вводит благодать Божию в душу, встанем против трудностей наших детей, принимая на себя их боль, и обратим эту боль в боль молитвы к Богу как о своих недостатках, так и о трудностях наших детей, чтобы Он покрыл Своей Божественной силой и присутствием наши недостатки и упущения в воспитании детей.
Никогда не забуду, как старец с великой болью и любовью соучаствовал в трудностях людей и с самообвинением молился об их слабостях и болезнях.
Однажды в его каливу пришел один отец, ведя с собой ребенка лет десяти. Мы в это время были там, у старца, и в непосредственной близости видели всю сцену. Видно было, что отец и сопровождавшие их сказали ребенку, что старец имеет силу излечить его от болезни (думаю, у него была лейкемия), и ребенок ждал, что чудо свершится и он в тот же миг исцелится.
Старец, как обычно, принял их со многой любовью и говорил им духовные слова, увещая иметь надежду и веру во Христа и Богородицу нашу, а потом предложил им продолжить свое паломничество по другим монастырям Святой Горы Афон. И когда они встали, чтобы уйти, и ребенок понял, что чуда не произошло, как он себе представлял, он бросился к старцу, обнял его и стал просить:
– Отче, прошу тебя: исцели меня!
Неизгладимой остается во мне та боль и любовь, которая изобразилась на лице старца. Он обнял ребенка и так, стоя, устремил свои заплаканные глаза к небу, словно никого из нас там не было, а один только Преблагий Бог, и, изливая боль сердца, сказал Богу:
– Боже мой, чем виноват этот ребеночек, что даже я, недостойный и потерянный, не могу помочь ему?
Он закрыл глаза и погрузился в безмолвную молитву об этом маленьком ангелочке, а мы все молча переживали, как этот святой человек молится.
Что было потом, мы так и не узнали, но увидели, как старец берет боль людей на себя, обращая боль молитвы в крайнее смирение, которое отверзает потоки милости и благодати Божией.
С тех пор я говорю себе, что если бы и мне было так же больно или если бы так же больно было родителям и я брал бы ошибки и раны братий моих на себя, претворяя боль в молитву, тогда я был бы совсем другим и совсем иначе смотрел бы на братий своих, а родители – на своих детей. И действительно, как сильно мы помогли бы тогда своим детям духовно и телесно, да и себе самим, потерянным и недостойным!
И наконец, не гордость ли и наш эгоизм обычно вредят нам и нашим детям, а мы этого не понимаем, в то время как наше смирение и является противоядием от трудностей, как наших собственных, так и наших детей?
Не буду вас больше утомлять. Закончу чтением одного письма, которое почтенный старец написал отцу, страдавшему из-за своего ребенка, хотя и на нем самом лежала доля вины. Письмо само по себе говорит как о рассудительности старца, проистекавшей из его смирения и свободы в благодати Божией, так и о великой необходимости доверяться Отеческому Промыслу любви Божией, который в конечном счете и должен направлять наше существование, чтобы мы на корабле нашего семейства могли должным образом встретить надвигающиеся бури.
Итак, преподобный старец пишет:
«Уважаемый братец мой О., приветствие тебе в Господе.
Что касается Вашего ребенка, о котором мне пишете, то мнение мое таково, что строгая позиция навредила бы ему еще больше. Говорите ему о добре по-доброму и не давите на него потом, но покажите, что беспокоитесь о том пути, каким он пошел. Это видно будет само собой, потому что ни радости скрыть нельзя, ни беспокойства. Вы исполняйте свой долг, давая советы, а потом надо доверить своего ребенка Богу.
Я думаю, что боль принесет больше результатов, если будет обращена в молитву. Когда Вам больно из-за непослушания ребенка и Вы настаиваете на своем, Вы не достигнете результатов, потому что ребенка ввели в неистовство плоть и влияние лукавого, которому он дал власть.
Это буря, и она пройдет. Не убивайтесь, он придет в себя позднее. И не принимайте всё близко к сердцу, что он утратит чистоту или что будет потом.
У людей нашей эпохи другие правила, они превратили грех в моду. Бог да помилует Вас.
Смотрите, сколько можете, не ожесточайте ребенка, как я уже говорил, чтобы он не разорвал цепей и не ушел из дома, потому что потом он придет в себя, но не захочет подойти к Вам из самолюбия, и так будет полностью для Вас потерян.
Что касается врача, о котором Вы мне пишете в связи с тем состоянием, в котором он находится, то даже если ребенок и демонстрирует что-нибудь, ему навредит, если Вы его туда отправите, потому что, с одной стороны, будет задето его огромное самолюбие, а с другой – появится помысл, что с ним что-нибудь случится из-за плотских желаний, которые не будут удовлетворены, и он впадет в страх и будет еще хуже. У ребенка нет ничего, кроме плотского детского безумия его возраста, которое возросло до большой степени и разожгло пожар из-за его невнимательной жизни.
Если Вы думаете, что у него есть что-то и врач скажет, чтобы Вы давали ему лекарства, я не возражаю. Но проявите терпение на малый период времени и не обращайте внимания на его непослушание, пока он не сблизится с Вами больше. А при первой возможности, которую он даст Вам сам, когда почувствует недомогание или когда Вы найдете повод, тогда ведите его к врачу.
В любом случае не беспокойтесь, Бог не оставит ребенка так. И грехов детей нынешней эпохи Он тоже не будет судить так, как будет судить грехи детей нашей эпохи.
Молитесь, и я буду молиться, а благий Бог поможет Вашему ребенку, как и всем детям на свете.
С любовью во Христе,
монах Паисий».
Благодарю вас!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова
Слово, сказанное в святой митрополии Этолоакарнании в мае 2009 года (Этолоакарнания – регион в Западной Греции).
Богоносци.Бг
[1] Паисий, старец. Слова. Т. 4: О семейной жизни. Издание м-ря св. евангелиста Иоанна Богослова. Суроти; Салоники, 2008. С. 109–111 (на греч. яз.)
[2] Там же. С. 95–96.
[3] Там же. С. 100.
[4] Онеправдованы – претерпели несправедливость, обиду.
[5] Паисий, старец. Слова. Т. 4. С. 101.
[6] Там же. С. 126.
[7] Там же. С. 128.
Просмотрено (65) раз