«Зная пользу от поста, не лишиться ее по нерадению…»
В действительности самыми уникальными периодами церковной жизни являются периоды многодневных постов. Святой Православной Церковью установлено четыре таких поста – Великий, Рождественский, Успенский и Петров пост.
Два из них являются строгими, за исключением великих праздников, во время этих постов запрещается вкушение рыбы. Также строгость Великого поста отражается в богослужении, когда полная Литургия совершается только в субботние и воскресные дни, а по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров.
Сейчас все мы входим в пост, который носит название Петрова, так как оканчивается в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Известно, что он был установлен еще в первые века христианства, правда, тогда он не был связан с именами апостолов Петра и Павла, а предназначался для тех, кто по той или иной причине не смог придерживаться строгости Великого поста.
Главной особенностью Петрова поста является то, что каждый год его продолжительность постоянно разная и зависит от времени празднования Пасхи. Начинается этот пост после Недели Всех святых, которая совершается в ближайший воскресный день после праздника Святой Пятидесятницы.
Святитель Иоанн Златоуст говорит так: «Поэтому прошу… чтобы, зная пользу от поста, не лишились ее по нерадению, и при его наступлении не печалились, но радовались и веселились».
Пусть этот пост не такой строгий, как Великий, но все же не стоит считать, что его можно нарушить, ссылаясь на какие-либо обстоятельства жизни или проблемы со здоровьем. Как правило, дети, люди преклонного возраста, беременные женщины и тяжелобольные люди по благословению священника несут послабления, не придерживаются всей строгости поста во всех его предписаниях. Но всегда необходимо помнить: период поста – это время, когда человек как можно чаще должен быть в храме, быть с Богом, увидеть в своем ближнем образ и подобие Божие.
Нужно всегда помнить, что пост дан нам для духовной радости осознания того, что мы призваны к покаянию, для того, чтобы в этот период еще раз напомнить самим себе о своей греховности, также после Пасхального периода хотя бы ненадолго напомнить себе истинный смысл поста, который мы переживали в песнопениях и богослужениях Святой Четыредесятницы.
И тогда, становясь ближе к Богу, мы станем ближе друг к другу, мы станем совершенней и хоть на немножко, но лучше, сможем простить своему ближнему даже те обиды, которые раньше казались просто непростительными. Для этого и дано нам время постных дней, время обратить особе внимание на себя, на свой внутренний мир и на свое духовное состояние.
По слову святителя Василия Великого: «Пост — дар древний; пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2:17). А сие: не снесте — есть узаконение поста и воздержания». И помня эту первую заповедь, данную Богом нашим прародителям в раю, будем стараться воздерживаться не только от мясной и молочной пищи, будем стараться исправить себя, попытаемся искоренить в себе злобу, нетерпимость, нерадение в молитве, невнимательность к нуждам ближним.
Если мы возложим свои надежды на возрождающую силу Церкви и ее Святые Таинства, то Господь непременно коснется нашей души, укрепит нас, дарует нам нелицемерную любовь, чтобы все мы с духовной радостью прошли это время поста и с той же радостью в день их памяти почтили первоверховных апостолов Петра и Павла, которые в наибольшей мере из всех последователей Христа потрудились на Его ниве и возблагодарили Господа за все Его великие благодеяния, которые изобильно и непрестанно изливаются на нас! И да сохранит всех нас Господь!
Иеромонах Иннокентий
Православная Жизнь
Просмотрено (66) раз