Выбрать страницу

Чтение Ветхого Завета – наше паломничество ко Христу

В апостольском чтении 7-й Недели по Пятидесятнице есть одно замечательное место. Приведя цитату из Ветхого Завета («злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс. 68:10)), апостол Павел прибавляет: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4). Замечательно это место тем, что здесь мы видим свидетельство Писания Нового Завета о Писании Ветхого Завета. Подобных строк в новозаветных книгах немало, и каждая из них прямо говорит о нужности и незаменимости ветхозаветных книг для христианина. «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19), – пишет об этом апостол Петр. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), – поучает Павел своего ученика Тимофея. Сам Христос повелевает: «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Конечно же, во всех случаях речь идет о старозаветных Писаниях – тексты Нового Завета тогда еще даже не были полностью написаны.

Каждый раз на Литургии, в «Символе веры», мы поем: «Верую… во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь». Раз уж мы причисляем себя к Церкви «апостольской», то должны восстановить в нашей церковной жизни и апостольское отношение к ветхозаветному Писанию, отношение любви и интереса. Нет ни одной главы в апостольских посланиях, где не было бы отсылок, прямых или косвенных, на книги Моисея и пророков. Из этих книг апостолы брали доказательства о том, что Иисус есть Христос (см. Деян. 17:2–3). Строки из этих книг служили им для молитвы (см. Деян. 4:25–27). Из лоскутков ветхозаветных Писаний выстраивалась новозаветная апостольская проповедь (см. Деян. 4:11; 2:17; 2:25). Апостолы в Христе Воскресшем видели, прежде всего, исполнение закона и пророков. Когда Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:45), ученики узнали, что на каждой странице там – Он, их Господь. Так и нам нужно научиться смотреть на Ветхий Завет. Он написан Христовым Духом и о Христе. Путешествие в мир Ветхого Завета – это паломничество ко Христу. Наше отношение к старозаветным книгам есть показатель нашей любви к Воскресшему Спасителю.

Первое, что отмечает Павел по поводу ветхозаветных книг, – они написаны «нам в наставление». Как может быть наставлен человек? Через нравственные заповеди и примеры праведной жизни. Именно это и открывает нам первая половина Библии. Богатая парча ветхозаветных текстов соткана из тонких нитей взаимоотношений человека и заповеди. Разогните старые Писания на любой странице – и перед нами откроется великая школа жизни пред лицом Божиим, бездна наставлений для людей всех времен и народов. Здесь человек ищет Господа, а Господь готовит человека к Своему посещению.

Вот Иаков борется с Богом, но в то же время он страстно желает узнать Его Имя, желает богопознания. И в этой борьбе с Господом и желании познать Его каждый человек узнает себя. В тесный узел завязаны во всех нас любовь к Творцу и противление Ему, желание исполнить заповедь и глубокая внутренняя немощь для делания добра, сила ума и нерешительность сердца.

Вот Бог жестоко наказывает свой народ, но в конечном счете эти удары высекают искру покаяния и молитвенного взывания. Не так ли и мы? «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1:5) – вновь и вновь нужно нам услышать порой, чтобы произнести, наконец: «Господи, помилуй».

Вот возлюбленная ищет Возлюбленного, скрывающегося среди загадочных образов Песни Песней. И мы узнаем в невесте свою душу, а в Женихе – Христа. Сквозь туман тысячелетий эти древние образы настигают нас, и мы вдруг понимаем: все это обо мне.

Далее апостол продолжает: «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Терпение. Вот уж чему просто нельзя не научиться из истории богоизбранного народа! Они ждали Мессию несколько тысяч лет, сохраняя веру в Его пришествие. Великое терпение ветхозаветных праведников прямо касается нас. Павел пишет об этом: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:38–40). Получается, что эти святые до Христа, от Авеля до Маккавейских мучеников, терпели в некотором смысле и ради нас и для нас же сохранили веру. И даже только по этой причине мы должны любить их и знать их жизнь.

Утешение. Златоуст, страдая в ссылке, писал в одном из писем, что большое утешение и отраду доставляет ему размышление о безвинных страданиях праведного Иова. Но это – Златоуст, в отношении же нас требуется некоторая поправка. Утешение из Писания мы начнем черпать лишь тогда, когда и сами станем в чем-то похожи на библейских персонажей. Только единство в духе способно сблизить их души и наши. Единство же это дает жизнь во Христе. Если мы страдаем как христиане, как исповедники, а не как преступники закона, то уподобляемся Иову. Если, согрешив, не отчаиваемся, но каемся и молимся – становимся похожими на Давида; доверяем во всем Богу и не боимся ничего в мире – поступаем как Авраам; живя в Содоме, не заражаемся развратом сами – значит, подражаем праведному Лоту.

Вообще подвиги всех ветхозаветных отцов и матерей есть пророческое указание на новозаветные, христианские добродетели. Иов проповедует терпение. Авраам удивляет верой. Давид возвышается молитвенной стойкостью. Соломон являет мудрость. Иудифь поражает мужеством. Иосиф светится чистотой и целомудрием. Воспитывая эти качества в себе, мы в духе сообщаемся с их старозаветными предвозвестителями и получаем духовное утешение из Писания, достигающее глубины сердца.

Далее проповедник говорит о надежде: «чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Надежда – одно из имен Божиих. «Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби!» (Иер. 14:8) – вопил к Богу пророк Иеремия. Мы все, братья и сестры, всегда надеемся на что-то или на кого-то: деньги, друзей, самих себя. Но как редко даже и у христиан можно найти надежду именно на Бога! На словах – сколько угодно, на деле – «индикатор около нуля». Почему? Дело в том, что надежда на Христа может жить в человеке настолько, насколько он сам познал Христа. Мы плохо знаем Христа, поэтому мало в нас надежды. Наша надежда – это наш духовный опыт. Он является главным доказательством бытия Бога и основой нашей надежды – надежды на то, что наше познание Христа, начавшись здесь, продолжится там. В жизни сей Христос есть наша надежда; в жизни будущей Он станет ее исполнением.

Итак: наставление, терпение, утешение, надежда. Все это дарит нам мир ветхозаветной Библии, которая в своих вечных смыслах не устареет никогда. Ладонь Божия раскрыта, и этот дар ждет нас. Господь не дарит нам ничего бесполезного, значит, и этот подарок нам жизненно необходим. Поспешим же сделать его своим!

Сергей Комаров
Православная Жизнь

Просмотрено (25) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

8 февраля - Прпп. Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна

Святые преподобные Ксенофонт и Мария, по преданию, - родители прп. Иоанна Лествичника, автора знаменитой «Лествицы». Они служат образцами живой преданности воле Божией. Лишившись детей, они не возроптали на Промысл Божий, но печаль свою повергли пред Богом...Этим святым, а также великомученику Евстафию Плакиде, молятся при лишении и потере детей... далее

Давида  IV Строителя, царя Иверии и Абхазии

Давид Строитель, Давид IV Георгиевич, грузинский царь из династии Багратиони. Один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии. Он способствовал объединению грузинских княжеств в единое сильное централизованное государство. Великая грузинская царица Тамара была его правнучной. Потомком грузинского царя Давида IV был известный полководец, герой Отечественной войны 1812 года Петр Иванович Багратион... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 февраля — Блж. Ксении Петербургской далее »

7 февраля — Свт. Григория Богослова, архиеп. Костантинопольского далее » Иконы Божией Матери "Утоли моя печали" далее »

8 февраля — Прпп. Ксенофонта и супруги его Марии (родители прп. Иоанна Лествичника) далее » Давида IV Строителя, царя Иверии и Абхазии далее »

9 февраляНеделя о мытаре и фарисее далее » Собор новомучеников и исповедников Российских далее » Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста далее »