К чему призывает нас житие святителя Филиппа Московского?
16 июля Православная Церковь празднует день памяти великого угодника Божия святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, а именно перенесение его мощей из Соловецкого монастыря, так любимого святителем, в Успенский собор Москвы.
Если определить одним предложением вектор направления жизни святителя, можно будет сказать, что вся его жизнь – это безраздельная любовь к Церкви.
Святитель Филипп чем-то напоминает евангельского юношу богатого (см.: Мф. 19: 16–29), только с той разницей, что русский богатый юноша (в миру – Феодор Колычев) откликнулся на призыв Христа бросить все и пойти за Ним. Откликнулся и пошел за своим Богом, удостоившись в конце жизни венца мученичества, венца святости.
Святой митрополит Филипп родом из очень богатого московского семейства Колычевых. Его отец, Степан Иванович, был видным политиком того времени, приближенным к Великому князю Московскому Василию III Иоанновичу. Сам Феодор Колычев воспитывался при дворе, уже тогда познакомившись с юным княжичем Иоанном, который впоследствии станет царем Иоанном Грозным.
Мать Феодора Варвара была очень набожной женщиной. В старости она так же, как и сын, примет иноческий постриг с именем Варсонофия. Именно ее воспитание, возможно, зажгло в душе сына ту ревностную любовь к Богу, которая отличала святителя Филиппа всю его жизнь.
Окончательный переворот в душе молодого Феодора Колычева произошел 5 июня 1537 года во время Божественной литургии. При чтении евангельского зачала прозвучал стих: «Никто не может работать двум господам» (Мф. 6: 24). Будущий святитель услышал в этих словах призыв Христа, адресованный лично ему. Он бросает родительский дом, одевается в простые крестьянские одежды и уходит в леса на север Руси, где становится пастухом. Постепенно юноша продвигается дальше на Север, пока не оказывается в Соловецком монастыре.
Представим себе его подвиг. Уютный и богатый дом, любовь родных, почет и уважение окружающих, мягкие постели и вкусные яства, слуги и т. д. Все это бросает Феодор и уходит из родительского дома. Причем это не XXI век c техническим удобством транспортных средств. Нет. Повсюду огромные трудности, лишения и опасности для жизни.
В Соловецком монастыре святой принимается за самые тяжелые послушания: работал на мельнице, рубил дрова, копал землю, трудился в кузнице, потом в пекарне. Появление в обители образа Пресвятой Богородицы «Хлебенный» также связывают со святителем Филиппом. Икона явилась святому во время молитвы в пекарне.
Господь прославил Своего угодника. Игумен Алексий через полтора года после прохождения искуса совершил монашеский постриг Феодора, нарекая в монашестве ему имя Филипп, вручив его старцу Ионе (Шамину), сподвижнику преподобного Александра Свирского. А в 1546 году в Новгороде архиепископ Феодосий назначает его игуменом Соловецкого монастыря. Время игуменства святителя Филиппа было временем процветания обители. Достаточно сказать, что именно он с Божьей помощью построил Трапезный храм Успения Божьей Матери и Свято-Преображенскую церковь, являющиеся и доныне духовным и архитектурным украшением обители.
Деятельного игумена и в то же время игумена-молитвенника заметили в Москве. 25 июля 1566 года состоялось его посвящение в митрополиты Московские и всея Руси. И это стало его крестным путем. Владыка Филипп стал печальником земли Русской, ее молитвенником, ее заступником перед царем.
Всем своим сердцем митрополит жаждал прекращения казней и репрессий. И когда большинство испуганно молчало, дрожа перед разгулявшимися опричниками, святитель открыто выступил против казней и обличил царя. Им двигала любовь.
Далее біл суд более похожий на фарс. Престарелого митрополита стащили прямо с амвона во время Божественной литургии, не дав ее дослужить. Заточение в Тверской Отроч монастырь. И, наконец, мученическая смерть от руки вождя опричников Малюты Скуратова. За три дня до смерти святитель Филипп исповедовался и причастился Святых Христовых Таин.
Что хочется сказать в день его памяти. Слово «монах» с греческого переводится как один. С одной стороны, это одинокий человек, т. е. без семьи, с другой, один – т.е. один на один с Богом.
Инок – это иной. Человек, живущий иным, не земным, но небесным.
Вот, на мой взгляд, кем был святитель Филипп. Он стоял один на один с Богом. И это было главной радостью его жизни. Святитель руководствовался в жизни иными законами – правдой Божьей, а не интригами человеческими. Филипп ушел из родного дома, чтобы послужить Богу, и когда кровь человеческая начала вопиять к милосердию, он стал этим милосердием и этой бесконечной любовью к людям, стал проводником Божественной любви. На его жизненном пути было много дьявольских ловушек врага, но они не коснулись святого. Ведь он жил Небом и прошел над ними, как по воздуху. И теперь в райских обителях святитель Филипп у Престола Божия молится о православном народе, покрывая его своим святительским омофором.
Мне кажется, что его жизнь – урок для всех нас. Так часто современный человек попадает в ловушки врага, интригует, осуждает, борется за место под солнцем, погружаясь в юдоль земную, как в некое болото. Но нам также нужно быть иными в этой жизни, руководствоваться заповедями Божиими, небесными законами в своей жизни. Нам тоже очень важно один на один стоять перед Всевидящим Богом.
И тогда любящий Господь и нам, как чадам Своим, откроет Небо – бесконечное, вневременное и блаженное. А это несравненно лучше тех разбитых и тленных черепков, к которым так прикипело человеческое несчастное сердце.
Святитель Филипп призывает нас отбросить рабство греха и войти в свободную и вечную жизнь духа.
Святителю отче Филиппе, моли Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (95) раз