Зависимость: Остаться в живых и вернуться в рай
«Вход – рубль, а выход – тысяча» — так наркозависимые говорят о своем опыте употребления и последующей реабилитации. Сказано емко и точно.
Вообще говоря, любой грех действует по тому же механизму: хорошо только в начале. Человеку, не имеющему опыта наркозависимости, это состояние знакомо по ипотеке. Когда ты заехал в квартиру, взятую на деньги под процент, ты какое-то время счастлив от наличия собственного угла, но перед графиком ежемесячных выплат радость гаснет как глаза у первоклассника после первого сентября.
Как же человек попадает в зависимость, если посмотреть на эту ситуацию с духовной точки зрения?
Химическая эйфория – это искусственный заменитель блаженства, которое первый Адам имел в раю, откуда был однажды изгнан. С тех пор человек ищет утраченный рай, как сирота ищет родной дом. Тоска по блаженству, не одухотворенная свыше, ведет человечество в сети зависимостей, которые дают удовольствие на один день, но могут отнять радость на всю жизнь.
Ища первозданное блаженство, которое Господь даровал Своему творению, человек ошибается в главном: он ищет благо не в Боге, а в благе без Бога. В этом, собственно, и состоит главный смысл греха.
Кстати говоря, в русском языке слово «грех» изначально соответствовало понятиям: «погрешность», «огреха», т.е. ошибка. То же понимание греха есть в греческом языке: ἁμαρτία — «промах, погрешность, провинность» и еврейском: — «хата») —непреднамеренный грех промахחַטָּאָה. ивр)
Таким образом, получается, что впасть грех, значит совершать ошибку. «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе», — пишет блаженный Феофилакт Болгарский. «А душа по природе христианка» — крылато в 3 веке выразился Тертуллиан. То есть душа предназначена для Бога, как невеста для жениха, как автомобиль для передвижения или как цветок для благоухания. Так, душа без Творца похожа или на невесту, дряхлеющую без любви, или на машину, стоящую в гараже, или на цветок, вянущий без небесной влаги.
Поэтому обращение от греха обозначает возвращение к своему Отцу. В церковной жизни есть традиция в день всех святых поздравлять друг друга с днем ангела, в чем, конечно, есть смысл: в этот день памятуется каждый святой, который является чьим-либо небесным покровителем. Также есть иной шутливый обычай: поздравлять с днем ангела в день воспоминания о блудном сыне. Что тоже не лишено смысла. Ведь каждый из нас однажды узнает себя в этой, пожалуй, самой известной притче в мире. Каждый, бывало, уходил от своего Отца, чтобы потом вернуться со слезами на глазах, льющихся от глубины собственного падения и встречи с бесконечной милостью любящего Бога.
Интересно отметить, что в благодарственных молитвах после Святого Причастия мы читаем такие слова: «Ты бо еси истинное желание…» Т.е., Ты – Господь, мое истинное желание. Все остальные желания – выходит ложные… Либо временные, а потому несущественные.
Также интересно, что известный американский психотерапевт, Роберт Дилтс, заметил, что само слово «ремиссия», которым в официальной наркологии обозначают воздержание от употребления, содержит в себе большой духовно-окрыляющий смысл этого состояния: ре-миссия, — то есть, возвращение к миссии. Выйти в ремиссию, таким образом, значит не что иное как вернуться к своему предназначению, — служению Богу и людям данными тебе талантами. А талант, по словам святых, «это поручение».
Иерей Родион Петриков
Православие.Fm
Просмотрено (73) раз