О духовном единстве Церкви
Беседа на апостольское чтение 8 Недели по Пятидесятнице.
Сегодняшний Апостол посвящен теме церковного единства. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях», – пишет апостол Павел (1 Кор. 1:10). Поговорим об этом единстве – о единстве в духе и мыслях.
Единство в духе – это невидимая молитвенная связь всех членов Единой Церкви, связь любви. Такое единство даруется Духом Святым. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом», – пишет Павел в том же послании (1 Кор. 12:13). Духовное единство Церкви – это непрекращающаяся Пятидесятница, жизнь Духа Святого в людях. Под воздействием Духа Божьего дух человеческий получает новую жизнь в Боге, и человек обретает возможность единения с другими людьми, имеющими в себе Того же Духа.
Единство в мыслях (или в учении) – это целостное принятие библейского откровения, причем правильно понятого, неповрежденного. Имеются в виду выкристаллизированные соборным разумом Церкви догматические истины о творении мира и спасении человека. Их обязаны знать все христиане, потому что это та теория, от которой рождается практика спасения – духовная жизнь каждого из нас.
О соблюдении двух сторон церковного единства (в духе и учении) Писание говорит часто, причем строго и категорично. «Умоляю вас… сохранять единство духа в союзе мира», – призывает Павел (Еф. 4:1-3). «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога», – пишет Иоанн Богослов (2 Ин. 1:9). Очевидно, что для апостолов эти вопросы носили принципиальный характер. За их словами стоят определенные духовные законы.
Святитель Иоанн Златоуст, толкуя отрывок, о котором мы говорим, замечает: «Бывает и то, что при согласии в мыслях еще нет согласия в духе, например, когда мы, имея одну и ту же веру, не соединены между собою любовию». Правду этих слов мы постоянно наблюдаем в жизни. Множество людей, формально исповедующих единую христианскую веру, конфликтуют и даже воюют друг с другом. Вера одна, а единства нет. Даже на бытовом уровне нельзя не замечать, что вот человек, который верует как и ты, из одной Чаши с тобой причащается – но, общаясь с ним, понимаешь, что вы не одного духа. Точно так другие могут думать и о нас. Это происходит оттого, что все мы не позволяем таинству веры действовать глубоко в нашем сердце. Мы часто ставим выше нашей веры те или иные наши убеждения (точнее, заблуждения) – политические, например, или же нашей верой руководят самые обычные человеческие страсти.
Вспомним эпизод из Евангелия, когда апостолы хотели сжечь самарянский город огнем из-за того, что его жители не пропускали Иисуса на пути в Иерусалим. Спаситель тогда сказал им: «Не знаете, какого вы духа» (Лк. 9:55). Почему апостолы услышали такие слова? В то время еще не вера руководила их жизнью, но их страсти руководили их верой. Они действовали согласно своим земным представлениям о предназначении духовных даров. На тот момент они еще жили не Духом Божиим, но духом мира сего. Нужно было чудо Пятидесятницы, чтобы в мировоззрении, а лучше сказать – в духе апостолов произошел коренной перелом. Именно поэтому день Пятидесятницы и считается днем рождения Церкви. Если бы христианская церковь строилась на мирском духе, она бы давно разрушилась.
Итак, мы должны быть очень внимательны к тому, какого духа наша вера. Мы можем назубок знать православное вероучение, любить службу, читать Писание, приступать к таинствам – но духом сгнить. Гнилых христиан очень много. Время от времени эта гниль выходит через раны гонений, когда Господь в хирургических целях пускает нам кровь – точнее, мы сами пускаем ее друг другу по попущению Божьему. А потом эта зараженная кровь вновь копится, и христиане вместо духовного благоухания начинают издавать зловоние.
Как же можно оградить себя от этого загнивания духа? Трудно найти правила, гарантирующие безопасность. Духовная поврежденность человека есть великая тайна: «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18:3). Тайна беззакония ведет в глубину человеческого сердца и там теряется от нашего поверхностного взора. Где-то на самом дне души совершается отречение от Христа. Это страшное дело происходит настолько тайно, что сам человек может этого не заметить и обманывать себя всю жизнь, думая, что он примерный христианин и очень любит Бога. При этом он может быть кем угодно – мирянином, монахом, священником, епископом. Вместо евангельской заповеди «отвергнись себя и возлюби Бога и ближнего» человек возлюбляет себя, а Бога и ближнего отвергается, превращаясь в гроб окрашенный, полный костей и всякой нечистоты. От каждого такого единичного случая страдает и церковное единство.
Будем внимательны к себе, братья и сестры! Давайте правильно понимать единство церковное. Это не мирское единство множества – «нас много и мы всех шапками закидаем». Церковное единство есть соединение душ в покаянии, богопознании, новой жизни во Христе. Наедине с Богом, внутри своего сердца каждый из нас решает эту задачу. Все остальное – лишь плоды главного решения в нашей жизни. Дай Бог, чтобы оно было правильным.
Христос, знающий все тайны нашего сердца, да подаст нам чуткость души в самом важном и трудном выборе – выборе духа жизни, духа веры. И пусть наш выбор подарит нам и самое главное в жизни единство – единство в духе и мыслях, единство с Богом и ближними.
Сергей Комаров
Православная Жизнь
Просмотрено (36) раз