Христиане – лишь гости в этом мире
Беседа на апостольское чтение 10-й Недели по Пятидесятнице.
В сегодняшнем апостольском чтении встречаются такие слова: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (1 Кор. 4:10). Что имеет здесь в виду апостол и почему он избирает такой странный тон, в котором чувствуется привкус иронии?
Как мы знаем из Книги Деяний, коринфскую общину основал сам Павел. Апостол прожил в Коринфе полтора года, проповедуя и уча. После он продолжил свои миссионерские путешествия, оставив в Коринфе вполне устроенную общину. Однако вскоре до Павла начали доходить нехорошие слухи о коринфской Церкви. Оказалось, коринфяне не совсем верно поняли проповедуемое Павлом Евангелие.
Коринф, большой портовый город, был в то время оживленным культурным центром, с мощной философской школой и развитым искусством. В то же время он имел дурную славу города порочного и развращенного. Бытовало даже такое выражение: «жить по-коринфски», т. е. безмерно распутничать. В Коринфе евангельская проповедь столкнулась с проблемой интеллектуального снобизма и нравственного нечестия. Горожане восприняли христианство как очередную философскую школу, не влияющую на личную жизнь человека. Внутри самой Церкви начались разделения по партиям, выбирающим себе того или иного лидера: Павла, Петра, Аполлоса. Эти партии спорили друг с другом; причем если побеждали в полемике, очень гордились. При этом многие члены Церкви продолжали вести откровенно языческую жизнь. Например, некто из христиан взял свою мачеху в жены. Иные судились друг с другом по имущественным вопросам. Творились беспорядки на церковных собраниях. Словом, в Коринфе мир попытался поглотить Евангелие.
Самое главное, что здесь искажалась сама христианская духовность. Исчезали слезы покаяния, нищета духовная, память о смерти и о Втором Христовом
Пришествии. Забывалось учение о том, что Царство Божие не от мира сего. Игнорировались главнейшие христианские добродетели – смирение и простота. В своем отношении к миру коринфяне становились на путь, очень отличный от обозначенного в Новом Завете: «В мире будете иметь скорбь… все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (Ин. 16:33; 1 Ин. 2:16).
Павел, пытаясь вразумить коринфян, рассказывает им о своей апостольской жизни: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам (в греч. тексте: апостолам. – С. К.) Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9). А далее миссионер сравнивает внутреннее состояние коринфян с апостольским мироощущением, при этом употребляя некоторую иронию: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии» (1 Кор. 4:10). Т. е. он словно говорит: «Нашу проповедь всюду считают безумием, а вы умничаете о Христе, и это всем нравится. Мы в мире немощны и слабы, ибо мы для мира ничто, а вы в мире стоите крепко. Мы еще в бесчестии, а вы уже думаете иметь славу прежде нас. Какое-то разное у нас с вами получается христианство, братья…»
Затем Павел оставляет ироничный тон и вновь пишет серьезно: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих» (1 Кор. 4:11–14).
Итак, апостол говорит коринфянам о подлинной христианской жизни, полной трудов и скорбей, непонимания ближних, терпения всякой клеветы. Здесь телесная и духовная немощь, гонения, скитания, испытания всяким житейским неустройством. Сам дух этой жизни совсем иной! И посмотрите, как заканчивает Павел свою мысль. Очертив трудности христианского бытия, он говорит: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).
Павел показывает, что путь человека к Богу на земле – это путь крестоношения. Житейский опыт, логика, интеллект, здравый смысл не способны понять этого. Христианство лежит совсем в иной плоскости. Путь Креста Христова познается сердцем и глубиной религиозной интуиции. Только опытом веры, слез, скорбей, радости о Господе и печали о своей испорченности нащупывает человек дорогу в Царствие Божие.
Христианство – это не болтовня на высокие темы и не книжная начитанность. Это постоянный крик о своей полной беспомощности к Истинному Богу, Который не где-то там, вдали, в холодной дымке безразличия, а здесь, рядом со мной; Который настолько переживает за меня, что Сам однажды принял мою беспомощность и победил ее. Свою победу Он дарит мне, и цена Его победы – Крест. И здесь умолкает всякая мудрость человеческая, неспособная переварить учение о Кресте. «Вы ищете мудрости?» – как бы спрашивает Павел и отвечает: «Крест Христов есть высшее откровение мудрости Бога. И познается эта мудрость совсем другой жизнью – такой, какой жили апостолы. Если хотите познать эту мудрость, ‟Подражайте мне, как я Христу”».
Конечно же, братья и сестры, сказанное вовсе не означает призыва специально искать себе каких-то скорбей. От скорбей мы никуда не уйдем, если будем настоящими христианами. Павел напоминает нам сегодня, что мы пришли в мир не для того, чтобы здесь хорошо устроиться. Христианину всегда будет тяжело, ибо его путь лежит вверх и он всегда движется против течения. Эта неизменная характеристика христианства ясно выражена и в других местах Писания: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12); «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22); «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Христианство есть инородное тело в мире, и эту инородность всякому христианину необходимо чувствовать. Мы можем иметь счастливую семейную жизнь, любимую работу, хороших друзей и благодарить за это Бога, но призрачность человеческого счастья и некоторую суровость христианской духовности следует всегда ощущать. Христианин обязан различать Небо и землю, хотя они иногда и соприкасаются друг с другом.
Эту мысль удержим в памяти, братья и сестры, и вынесем с собой из храма. Вынесем туда, в мир, где есть миллионы хороших вещей, но где христианская религия пребывает гостьей из будущего, пришельцем из иного мира. Таким же гостем в мире по своему внутреннему ощущению должен оставаться всякий христианин.
Сергей Комаров
Православная Жизнь
Просмотрено (39) раз