Выбрать страницу

Почему Успенский пост – строгий?

Почему Успенский пост – строгий?

Лето ещё не закончилось, и так хочется под конец взять от него по максимуму: добраться, наконец, до моря или речки, посидеть с друзьями в кафе, побаловать себя шашлыками на природе. А тут — Успенский пост, который к тому же ещё и строгий … И совсем не хочется в чём-то ограничивать себя, трудиться духовно, поститься. Может, совсем не обязательно жёстко ограничивать себя? О смысле и целях Успенского поста мы говорим с протоиереем Георгием Цыгановым, настоятелем храма святого праведного Иоанна Кроштадтского г. Кировское.

В церковной жизни существует четыре многодневных поста. Всем они известны. Первый — Великий пост — перед праздником Пасхи. Второй по счёту, после праздника Пятидесятницы — пост в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Третий — Успенский пост, самый короткий по длительности, начинается он праздником Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня и заканчивается праздником Успения Богородицы. Четвёртый — пост Рождественский, перед праздником Рождества Христова.

Относительно возникновения Успенского поста существует два общепринятых мнения. Первое — он установлен перед двумя величайшими праздниками: Преображения Господня и Успения Божией Матери. Второе основывается на том, что Матерь Божия после того, как Христос был распят, несла с апостолами проповедь в разные страны и проводила свои дни в посте и молитве. Когда архангел Гавриил принёс Ей весть о том, что скоро Она преставится и душой вознесётся к Сыну, Она особо усердно молилась и постилась. Как накануне Воскресения Христова мы постимся в воспоминание о том, как Христос провёл сорок дней в пустыне, так и пред праздником Успения — Богородичной Пасхой — постимся и молимся, вспоминая Её пост.

Мы соблюдаем этот пост также в память о любви Божией Матери к людям, в память о том, что Она никогда не забывает о нас в Своих молитвах к Богу, предстательствует о нас непрестанно. Ведь как мы ко всем святым обращаемся? — «святый угодниче Божий, моли Бога о нас!» И лишь Пресвятой Богородице мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Ей дано настолько великое дерзновение перед Богом за Её любовь к Нему, дарована такая милость, что Она может Своими молитвами вымолить спасение любому грешнику, особенно если это грешник кающийся и приходящий к Богу.

И важно помнить, что пост — это ведь не время скорби, уныния, «полужизни». Наоборот, пост — это духовная радость, время, когда человек должен немного отрезвиться. Очень часто наши посты сводятся к тому, что люди просто чего-то не едят. На самом деле это время, когда мы жертвуем пищей Христу и в то же время пытаемся измениться. По крайней мере, должны пытаться.

Нужно поставить себе цель: чего я за этот пост хочу добиться? С чем я хочу прийти к празднику Успения? То ли я приду со словами: «Прости, я был на отдыхе, мне было неудобно поститься. Мы устраивали шашлыки с друзьями, прости, я ничего не смог!» — или, наоборот, я принесу Божией Матери своё чистое сердце. Принесу попытку пусть короткое время, но побороться с какой-то своей страстью. С гордостью, превозношением, сребролюбием. А может, я съезжу в паломническую поездку — например, в ту же Святогорскую лавру, принесу Богородице такой духовный труд, плюс постараюсь больше молиться. Нужно поставить какую-то духовную цель и постараться сделать всё, чтобы к концу поста прийти к этой цели.

Успенский пост важно пройти в любви к Божией Матери. Ведь мы можем идеально строго поститься в еде, но тем же языком язвить ближних, изводить их. Ведь даже у глубоко православных людей бывает так: почитав о подвигах святых угодников, начинают им подражать, не имея для того духовного опыта. Практически перестают есть или приступают к жуткому сухоядению. Из-за этого люди, у которых не хватает сил на такие подвиги, начинают раздражаться, обозляться на всех, и в итоге телесно они вроде бы и в посте, а толку от этого никакого нет. Получается какое-то современное фарисейство. Поэтому во время поста нужно поставить себе адекватные цели, чтобы не «съедать» людей, но, наоборот, приблизить свою душу к Богу.

Протоиерей Георгий Цыганов
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (80) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »