Можно ли вместо нательного креста носить медальон с иконой?
Медальоны, образки, браслеты с изображением святых — чего только не встретишь в некоторых церковных лавках! Как к ним относиться? Можно ли носить? Может ли крест быть украшением? Что делать, если в моде серьги в виде крестов? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.
Надо понимать, что крест — это символ нашего спасения. Мы прекрасно знаем, что в древние времена у римлян он был орудием позорной казни, на котором распинали преступников самого низшего сословия. После того как Христос искупил наши грехи на Голгофе, крест стал знаменем победы над смертью и святыней для каждого христианина. Заменить его чем-либо невозможно — никакими иконками, медальончиками, ладанками.
Если человек хочет носить медальон с изображением святого — пожалуйста. У каждого из нас есть небесный покровитель. Многие люди чтут Спиридона Тримифунтского, Николая Чудотворца, Серафима Саровского и других святых. Заменять таким образком нательный крестик нельзя, а вот носить их вместе можно. Крест незаменим, всё остальное — только дополнение к нему.
Многие люди воспринимают крест или медальон с иконой не как святыни, а как украшения. Выбирают их соответственно: в каких-то магазинах или ювелирных лавках, исходя из своих эстетических предпочтений. Носят, соответственно, поверх одежды, напоказ. Это тоже неприемлемо. Крест — это очень личное. Каждый из нас несёт свой крест — тот, что на шее, и тот, что Господь возложил при крещении. Когда его выставляют наружу, и он превращается в обычное украшение, это уже грех. Крест нужно носить скромно, под одеждой, не хвастаться его богатством. То же касается образков и ладанок.
Некоторые модницы носят серьги и другие украшения в виде крестов. Считаю, что это недопустимо. В Евангелии мы читаем, что Господь нёс Свой крест на Голгофу, Его на нём распинали, он впитал Кровь Божию. Изображения креста для каждого христианина священны. Когда их носят в ушах, носах и так далее — это уже святотатство, которое требует немедленного покаяния. Для примера представим знамя времён Великой Отечественной войны, обагрённое кровью бойцов, которые шли в атаку, несли его с собой, умирали под ним. Придёт ли кому-то в голову использовать его в виде коврика или украшения? Все понимают, что это святыня для воинов, которые выжили в том бою. А крест — это святыня для всех православных. Носить его в каких-то непотребных местах неприемлемо.
Меня могут спросить: а как же спортсмены, которые занимаются контактными видами спорта? Во время тренировок они снимают крест, так как он может быть повреждён. Отвечу: допускается снять крест и положить его в карман. Бывает, что перед операцией или некоторыми медицинскими обследованиями врачи просят снять крест — я сам недавно был в такой ситуации. Врачи были верующие, поэтому предложили надеть крест на руку, что я и сделал. Здесь другой случай: прямая необходимость, от которой никуда не деться.
Обязательно ли крест должен быть с распятием?
Конечно, очень желательно, чтобы крест был крестом — с распятием Господа нашего Иисуса Христа. Если его нет — например, подарили или крестили с таким когда-то, — не думаю, что это принципиально важно. Главное — относиться к нему как к святыне, понимать, что вы на себе носите.
Крест должен быть крестом, и тому, кто на него смотрит, должно быть понятно, что это именно крест — не кулончик, не игрушка, не заколка. Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов» (Лк. 9:26). Если ты православный христианин, посещаешь храм, причащаешься — как ты можешь стесняться своего креста? Христианин предан Христу, не изменяет Ему. Людей, которые увлекаются и тем, и этим в зависимости от веяний моды, назвать христианами очень тяжело. Тому, кто хочет носить кулончик, лучше купить кулончик, а кресты оставить тем, для кого они действительно важны.
Часто женщины носят браслеты, набранные из множества образков. Как к ним относиться?
Сейчас в церковных лавках и магазинах чего только не встречается. Множество различных ладанок, образков, браслетиков, непонятно где и кем освящённого маслица и так далее. Скажу честно: я к таким вещам отношусь с большим скепсисом. Крест ничто заменить не может. Это наша главная святыня. Когда надевают браслетик с изображением двадцати пяти святых, это зачем вообще? Что, дома нельзя помолиться своим любимым святым угодникам? Если такой браслет воспринимается как оберег — то какой ты тогда христианин? Это уже безусловное язычество.
Раньше я видел у некоторых вокруг шеи целый иконостас: несколько крестиков, образки, ещё что-то — сейчас уже такое не встречается. Здесь тоже православие трансформируется в язычество. В язычестве ведь как? — чем больше, тем лучше. Нужно как можно больше богов и обрядов. В православии такого нет. У нас Спаситель один — Христос. Крест тоже один. Не надо носить на себе двадцать иконочек и ладоночек. Есть крест —святыня, которую Христос освятил Своей Кровью. Что ещё надо?
Защищает ведь не крест сам по себе, а Господь. Защищает вера. Христос говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если тебе мало одного креста — значит, ты маловер. Даже если с христианина кто-то сорвал крест или человек его потерял, сломал, утопил во время ныряния — это не значит, что он остался без защиты Божьей.
Крест — это символ нашего исповедания веры. Не надо делать из его потери трагедию. Если что-то случилось с крестом — пойдите в церковную лавку, купите новый. Крест — это не оберег, не талисман. Новый крест будет иметь такую же силу, как и потерянный. Ничего не бойтесь! Потеряли — пошли, купили, освятили и носите. И да спасёт вас Господь!
Протоиерей Николай Марковский
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (2420) раз