Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва?
Обратимся к определению Таинства Крещения: «Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: ‟Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”, – очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной». Единственный грех, который имеет младенец, – это первородный грех, унаследованный им от родителей. Именно этот грех очищается в крещенской купели, в том числе и у младенца. А далее, по вероучению Церкви, у младенца нет личных грехов, приобретаемых им в жизни.
Об этом свидетельствует Сам Господь наш Иисус Христос: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
В чине погребения младенческого есть такие замечательные слова заупокойного канона:
«Рая жителя тя показует, блаженный воистину младенче, иже от земли тя восприимый, и ликом святых счиняет тя»;
«…О блаженне: но се Христос тебе небесная врата отверзает, избранным сочетавая тя, яко Благоутробен».
Т. е. нет, как в обычном чине погребения взрослого, просительной формы от лица всей Церкви о прощении грехов. Нет. Но наоборот есть утвердительная радостная форма, основанная на словах Самого Спасителя, что младенец, крещенный со святыми, упокоевается, и Бог отверзает ему врата в Царствие Небесное.
Поэтому и не нужна разрешительная молитва в чине младенческого погребения. Нечего разрешать. Дитя идет в святость, в рай по непреложному обещанию Божию.
И эта мысль должна обнадеживать и родителей, и сродников, которые отныне получают молитвенника на небесах за свой род, святого человека. И нужно еще в своей земной жизни оказаться достойными его, потому что младенец словами молитвы в чине погребения словно бы говорит им: «О мне не рыдайте, плача бо ничтоже начинах достойное, паче же самих себе согрешающих плачите всегда…» Этими молитвословиями родственники призываются к сокрушению о грехах своих, к праведной жизни, чтобы и они удостоились лона Авраамова в Царстве Бога нашего вместе с младенцем.
Он уже достиг святости, достиг финала этого духовного ристалища, этой битвы за душу человеческую, которой есть жизнь. Мы же еще только с Божьей помощью проходим этот путь. И главное в нем не утонуть в пучине греха, но очистить жизнью церковною, покаянием, добрыми делами свою душу, чтобы и она, превратившись в младенца, также была принята Отцом Небесным в горний град Иерусалим.
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (69) раз