“Ты мне, я Тебе” – как люди пытаются свести с Богом какие-то «счеты»
“Однажды я услышал, как пожилая соседка уговаривала своего маленького внука «Кушай, а то Бог тебя любить не будет».” К сожалению, мы, общаясь так со своими детьми, формируем у них представление о совершенно ином Боге — рассказывает архимандрит Андрей (Конанос).
Вот, я сейчас пощусь, а Ты отплати мне за это!
Когда Господь дарует нам Свою благодать – что мы делаем? Протягиваем руки. Как протягиваем? Как маленькие дети, когда им дают конфетку; или как в храме, когда тянемся за просфорой или освященным хлебом – хочется взять побольше, сразу несколько кусочков… В этом движении – весь наш подвиг, который мы совершаем в Церкви.
Иными словами, когда мы постимся, то не говорим Богу: «Вот, я сейчас пощусь, а Ты отплати мне за это! Я выдержал пост, дай мне то-то и то-то!» И когда в воскресенье приходим рано утром в храм, чтобы принять участие в Божественной литургии, не говорим Господу: «Вот, я пришел в церковь, что Ты мне за это дашь?» Нет. Бог все равно одарит тебя – так или иначе. Ведь Он любит нас просто так, без повода.
Бог не такой, как мы, люди: «Ты – мне, я – тебе». Он любит нас даже тогда, когда мы Его не любим. Помнишь, ты сам говорил мне, что столько лет подряд живешь без всякой Церкви, постоянно согрешая? И что же, Бог тебя как-то за это наказал? Напротив, Господь устроил твою жизнь наилучшим образом: у тебя есть работа, здоровье, никаких страданий… То есть ты грешишь, а в ответ Бог дарит тебе Свою любовь. Снова и снова – любовь! «Я люблю тебя! – говорит Господь. – И Я не хочу заставлять тебя быть христианином. Мне не нужны рабы».
Сейчас ты скажешь: «Постойте, а как же в Церкви постоянно говорится: «Крещается раб Божий такой-то» или «Венчается раб Божий такой-то…»? Да, но подумай сам: когда, в какую эпоху появилось это выражение – раб Божий? Оно известно еще со времен Ветхого Завета, и апостол Павел тоже говорил так тогда, когда миром правили цари, а у царей были подданные. И вот царь мог сказать: «У меня есть слуги, приближенные, рабы». А подданные говорили: «Мы – рабы нашего царя».
Но вот появляется Церковь и говорит: «Ошибаетесь! Отныне вы больше никогда не будете рабами. Ни один человек не будет властвовать над вами. Только Бог. Вы будете рабами Одного Бога».
Эти слова звучали очень радикально в ту эпоху, о которой идет речь. Очень радикально. Это была настоящая революция! Представьте себе императора, который молится на литургии и слышит в свой адрес слова: «Раб Божий»! А любой человек при этом – раб не какого-то царя, а Бога. Мы – рабы Бога. Понимаешь? Эти слова стали настоящей революцией, подтверждая нашу абсолютную свободу и независимость от кого бы то ни было. Я – раб Божий, раб Одного лишь Господа! Следовательно, я свободен. Я независим от кого (и чего) бы то ни было! Я принадлежу Тому, Кто распялся на Голгофе за то, чтобы я не был ничьим рабом! Вот что означают эти слова – «раб Господень»: человек свободный, отдавший себя Господу. И я люблю Того, Кто любит меня настолько, что даровал мне такую свободу.
Заказывают молебны, чтобы «подружиться» с Богом
Посмотри на распятого Христа! Он протягивает к тебе Свои руки, распахивает объятия. Он не подавляет, не удушает тебя, не поучает, не порабощает… Ты абсолютно свободен! «Дитя Мое, посмотри на Меня. Я раскрываю тебе объятия, предоставляю полную свободу. Ты можешь поступать со Мной как хочешь, относиться ко Мне как хочешь. Я даю тебе полную свободу – остаться или уйти. Принимай это как хочешь, понимай как хочешь».
И каждый человек действительно понимает это по-своему, а Господь принимает его решение. Или мы приближается к Богу, потому что нас притягивает Его любовь, Его Крест, или думаем, глядя на Его объятия: «Ну, раз Он позволяет мне уйти, я и уйду! Мне так хочется». Что ж, уходи.
Но если по-настоящему приблизиться к Богу, то ни о каком «ты мне, я тебе» уже не может быть и речи. Ты идешь в церковь, чтобы принять Божию благодать, взять Божие благословение, поблагодарить Господа и ответить на ту великую любовь, которую Он дает тебе. Бог полюбил тебя еще до твоего покаяния. Понимаешь?
В общем, мне не нравится, когда люди в церкви иногда пытаются свести с Богом какие-то «счеты» или обращаются к Нему только в случае необходимости. Заказывают молебны, чтобы «подружиться» с Богом, сделать его своим союзником, защитником. Это я и называю отношением типа «ты мне, я тебе». Неправильное отношение!
Фото: Александр Осокин / pravoslavie.ru
Зачем ломать «ковер-самолет», который летит прямо в Рай
Однажды я услышал, как пожилая соседка уговаривала своего маленького внука съесть побольше: «Кушай, а то дедушка тебя накажет!» Ну, разве так можно? А на следующий день я услышал: «Кушай, а то Бог тебя любить не будет».
– Почему же? – не удержавшись, вмешался я. – Напротив! Бог очень любит детей, которые едят мало и не толстеют. За что их не любить? И зачем создавать у ребенка такое неправильное представление о Боге?
Зачем искажать то, что предельно ясно? Помните, в сказках встречаются такие волшебные коврики, мгновенно переносящие героев на любой край света? Так вот, зачем ломать «ковер-самолет», который летит прямо в Рай? Это волшебство, эту красоту ты передаешь ребенку в искаженном виде, а он потом при слове «церковь» будет с содроганием думать: «Ох уж эти ограничения, рамки, запреты…»
Люди так себе и представляют Церковь: серое, мрачное пространство, полное ограничений. А ведь Церковь – это пространство, наполненное до краев величайшей свободой, любовью и покоем; пространство, где дышишь полной грудью, где сердце бьется спокойно, где нет боязни и страхов, где ты – такой, какой есть, естественный, искренний, честный пред самим собой, согрешивший, но покаявшийся. Да, мы грешим, но затем плачем и каемся, снова и снова – до тех пор, пока любовь Христова не возьмет верх над грехом в твоей душе.
Потому что – знаешь, что такое грех? Это обман. И когда грех перестанет привлекать тебя, то уже не нужно будет делать над собой усилие, чтобы не грешить. Не нужно будет заставлять себя. Выбор в пользу добра ты будешь делать спонтанно – просто потому, что тебе уже не захочется грешить. Грех перестанет нравиться – потому что теперь душа наполнена другим. Попробуй представить себе это – всё так просто!
Если человек курит, это значит, что в свое время он не нашел большего наслаждения и потому остановился на курении. Но если у него появляется семья, и эта семья становиться для него источником наслаждения и тепла, то ему больше не захочется курить. И исчезнет необходимость говорить ему постоянно: «Перестань же наконец! С самого утра дом – как дымоход!» В этом просто не будет необходимости.
Критика, порицание – всё это переносится и на церковную жизнь. К сожалению, мы, общаясь так со своими детьми, формируем у них представление о совершенно ином Боге. А помнишь, как ученики разговаривали со Христом? Они говорили иногда такие необдуманные, неумные фразы, что мы сегодня только диву даемся. Вспомните, как в Евангелии сами апостолы – Иаков, Иоанн – говорят Христу: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей (Мк.10:37)» То есть, дай нам почет, уважение, власть – когда придешь судить этот мир. «Какие неразумные слова! – скажем мы сегодня. – Ведь Господь, наоборот, ждал от них смирения!» Да, сейчас мы рассуждаем именно так. Но я думаю еще кое-что. Господь не устраивал вокруг Себя военной дисциплины. Он позволял ученикам быть самими собой. И мне очень нравится эта мысль.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Храм Свети цар Борис Варна
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала “Православие и мир”
Просмотрено (42) раз