«Жизнь дана человеку для великого подвига — подвига служения ближнему…»
Нет такого человека, который бы не задумывался о том, что есть подвиг. Для православного человека самый совершенный образец героического черпается из жизни Христа.
И героизм здесь не тождественен нарочито показным и эффектным поступкам, сопровождающим народных лидеров и вождей. Спаситель показывает нам пример смирения перед Своим же творением. Он показывает нам пример кротости перед теми, кто Его осуждал. Он показывает нам пример послушания Своему Отцу. Он показывает нам, как на самом деле должен вести себя человек в любой жизненной ситуации, и какой подвиг нужно понести каждому из нас.
Учимся подвигу, читая Евангелие. Учимся подвигу, изучая творения святых отцов, поучения о добродетельной христианской жизни. Богословская литература, догматическое учение Православной Церкви говорят именно о духовном подвиге, сопряженном с обузданием сиюминутного, страстного, чувственного, когда в очищенную душу входит Сам Господь, укрепляя в несении подвига каждого, кто откликнулся… Тогда и задумывается человек о том, как воплотить в своей конкретной жизни несение подвига, совершение подвига, во всем подражая Христу.
Господь ведь не требует от нас всего и сразу. Господь просто говорит: «…стою у двери и стучу» (Откр. 3:20), и каждому из нас нужно услышать этот тихий стук, откликнуться на него и стать на тот путь, по которому прошел Сам Христос. Жизнь ведь дана человеку для великого подвига — подвига служения ближнему. Об этом и Спаситель говорит: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39).
Заповедь о любви к ближнему непременно проистекает из заповеди любви к Богу. А если сказать еще более точно — любовь к ближнему является следствием любви к Тому, Кто этого ближнего создал.
В этом и состоит подвиг каждого человека в его повседневной жизни.
Не каждый может понести монашеские обеты, не каждый может отречься от мира и всю жизнь посвятить только одному Творцу, не каждый может уйти в отдаленное место для молитвы, как бы это банально не звучало «о мире всего мира».
Но каждый может ежеминутно, ежечасно, ежедневно видеть в своем ближнем образ и подобие Божие. Пусть этот образ, дарованный человеку в Раю, и искажен сейчас, но все мы верим, что в последнее время Господь возведет нас «еже по подобию», и каждый сможет услышать Его сладкий призыв к вечному Царствию.
Но самом деле в этом и скрывается парадоксальный смысл подвига человека. Смириться перед тем, кто тебя обидел. Первому попросить прощения, ведь это является одним из ключевых понятий христианства. Христианина от представителей других религий, религиозных течений или философских учений отличает именно это – умение жертвенно прощать и искренне просить прощения. Без этого дара человека очень трудно назвать христианином и последователем Христа.
У человека есть возможность проявить свое терпение, когда его злословят, подражая этим Богу.
Естественно, что этот подвиг терпения недостатков ближнего не может никак сравниться с терпением Вседержителя, но все же для нас – это подвиг, для нас – это возможность увидеть свои недостатки, ведь, как показывает богатейшая сокровищница святоотеческих писаний, человек замечает в других именно те недостатки, какими переполнен сам. И через терпение недостатков других мы и сами можем себя исправить, если, конечно, приложим к этому усилия.
Терпеть — не означает попустительствовать. Если мы видим явное противление Истине, явную несправедливость по отношению к себе, то нужно сказать об этом человеку, при этом всегда помня слова Христа Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15:17).
В чинопоследовании монашеского пострига есть такие слова: «послушание ко всем». Это должно относиться не к одним лишь монашествующим, но выступать принципом жизни каждого христианина. Смиряя себя в чем-то, человек не теряет, ему Господь обязательно воздаст в другом.
И касается это не только повседневных жизненных потребностей, но, самое главное, тех духовных дарований, которые может приобрести человек от того, что увидит свою «нищету» и смирится перед испытаниями, посланными на его жизненном пути. Это – тоже подвиг. Очень тяжелый, наверное, тяжелее всех, но он дается нам для того, чтобы стать немножечко лучше и чище.
И уже тогда человек на самом деле станет способным услышать голос Бога, он сможет прислушаться к нему и увидит себя со стороны. А это уже называется — услышать голос своей совести, через который Господь обращается к каждому из нас.
Когда человек слышит этот голос — он и поступает по совести, а если он поступает по совести – он поступает по Евангелию, он начинает жить по Евангелию. И подвиг Христа, Его жизненный путь становится для такого человека уже не чем-то отстраненным, не просто рассказом о жизни какого-то человека, а реальным переживанием того, что Господь сделал для нас и для нашего спасения.
И жизнь человека станет уже совсем иной. Человек сможет смотреть на ближнего и нести его тяготы (см. Гал. 6:1-2), его жизнь станет подвигом служения ближнему, его жизнь станет поистине христианской, и Господь укрепит человека на этом пути. Та благодать, которую он получит в храме во время участия в Таинствах, будет укреплять человека. Самое главное, став на этот путь, никогда с него не свернуть, понять, что без Голгофы не было бы Воскресения, и без всех страданий, которые выпадают на нашу долю, мы не сможем достигнуть вечного спасения.
Господь никогда нас не оставит на этом пути, Господь поможет нам. Если мы увидим в ближнем прекрасное творение Божие, полюбим его всей своей душой и сердцем, то и Всевышний посмотрит на нас также… И обязательно приведет к тихой пристани Царствия Небесного! И да сохранит всех нас Господь!
Иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный)
Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
Просмотрено (37) раз