Какая часть Евхаристического канона называется Sanctus и почему? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Какая часть Евхаристического канона называется Sanctus и почему?

Первая часть Евхаристического канона Praefatio (Префацио, от лат.  вступление) органически перетекает во вторую часть под названием Sanctus  (Санктус, от лат. свят или святой).

В чем же выражается эта органическая связь? В тайной молитве священника, завершающей Praefatio, есть следующие слова: «А́ще и предстоя́т Тебе́ ты́сящи Арха́нгелов и тьмы́ А́нгелов, Херуви́ми и Серафи́ми шестокрила́тии, многоочи́тии, возвыша́щиися перна́тии». Они оканчивают священническую молитву и указывают на то, что следующая часть Евхаристического канона Sanctus имеет уже не земной, но небесный, ангельский характер. Если в Praefatio мы, члены земной Церкви, совершаем благодарение Богу, то в Sanctus это благодарение словно бы возвышается, и мы входим в небесный ангельский мир, где бесплотные силы также совершают евхаристическое благодарение. И этим показывается неразрушимая связь и единство Церкви земной и Церкви небесной.

Священник возглашает: «Побе́дную пе́снь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще», при этом крестообразно осеняет звездицей дискос с приготовленным агнцем. Это свидетельствует, что Ангелы славят Христа, Который Своим Искупительным подвигом, Своими Крестными страданиями спас человечество.  Затем откладывает звездицу на антиминс.

Обращу ваше внимание, дорогие братья и сестры, на то, что здесь в части Sanctus и в последних словах священнической молитвы предыдущей части Евхаристического канона прослеживается четырехчастная структура стихов. Например, священник говорит «шестокрилатии, мноочитии (множество глаз. – Прим. авт.), возвышающиеся пернатии». В следующем возглашении он вещает, что Ангелы победную песнь (т. е. песнь победы Христа над диаволом, грехом и смертью. – Прим. авт.) поют, вопиют, взывают и глаголют. Это не просто так. Дело в том, что святым ветхозаветным и новозаветным (пророкам Исаии, Иезекиилю, апостолу и евангелисту Иоанну Богослову) был открыт небесный мир и присутствие в нем неких таинственных Ангелов в виде человека, льва, тельца и орла. Святые реально видели их. Эти Ангелы часто изображаются как символы евангелистов: Ангел в человеческом обличье – святого апостола и евангелиста Матфея (символ связи Ветхого и Нового Заветов, символ мессианства Господа нашего Иисуса Христа), лев – святого апостола и евангелиста Марка (символ царственности, Божественной природы Спасителя), телец – святого апостола и евангелиста Луки (символ жертвенности Искупительного подвига Христа), орел – святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (символ возвышенности, небесности, Божественности учения Спасителя).

Святые Исаия, Иезекииль и Иоанн Богослов видели данных Ангелов-животных, о чем повествуют в своих книгах, входящих в канон Ветхого и Нового Заветов.

«И было в тридцатый год, в четвертый месяц, пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии… бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица… Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Книга пророка Иезекииля 1:1–10).

«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые есть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они были исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: ‟свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядетˮ» (Откровение Иоанна Богослова 4:5–8).

Святой пророк Исаия также нам говорит об Ангелах, которые поют славословие Господу: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Книга пророка Исаии 6:1–3).

После священнического возглашения «Победную песнь…» на Литургии хор поет: «Свя́т, Свя́т, Свя́т Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Люди словно бы вторят Ангелам в их ангельском славословии. И мы верим, что в это время святые Ангелы поют вместе с нами.

Именно поэтому данная часть евхаристического канона называется Sanctus, т. е. свят или святой. Оканчивается Sanctus уже новозаветным славословием «оса́нна («спасение», или «Спаси, мы молим», или «(О, Господи) спаси же!». – Прим. авт.) в вы́шних (с небес, от Бога. – Прим. авт.), благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Этими словами люди приветствовали Господа нашего Иисуса Христа во время входа Его в Иерусалим.

Это соединение в одном молитвословии «Свят… и Осанна» говорит нам о глубинной нерасторжимой связи Ветхого и Нового Заветов и Церкви небесной, ангельской с Церковью земной, человеческой.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (36) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »