«Но настанет время и настало уже…»
…Мы, считая себя истинными христианами, часто думаем именно так. Нам кажется, что тайна окружающего мира нам открылась, стали понятны люди, для которых мы близки и дороги.
Все, что было для нас сокрыто, до чего не мог дотянуться наш несовершенный пытливый ум, становится предельно ясным: не к чему больше стремиться, не о чем думать. Зачастую к такому «проникновению в глубины истины», якобы пониманию тайны Бытия приходят люди «воцерковленные».
Это состояние создает иллюзию всемогущества: человеку кажется, что все в его руках, все ему под силу. Таинства Церкви он начинает воспринимать как рутину, обязательную к исполнению. Возникает обрядоверие. Регулярное хождение в храм, регулярное Причащение с обязательным формальным испрашиванием прощения перед исповедью порой у совсем незнакомых людей открывает настоящую картину. Именно у аналоя становится понятно, что человек приступающий к Таинству далек от истины, его самонадеянность не имеет ничего общего с покаянным чувством.
Поэтому на исповеди бывает так, что человек понятия не имеет, о каких грехах рассказывать, как эти грехи повлияли на его жизнь и на жизнь всех окружающих его людей. Наверное, не зря подмечено опытным священством, что настоящее, глубокое, искреннее покаяние человек приносит Богу в своем сердце лишь несколько раз в своей жизни.
Неофит на первой в своей жизни исповеди открывается действительно с сокрушенным сердцем. Затем рвение перерастает в привычку, и священник слышит перечисление, констатацию уже совершенных грехов, отчет о проделанной греховной деятельности.
Нерадение в исповедании грехов отмечает преподобный Ефрем Сирин: «Господь весьма любит кающихся; у Него готово прощение грешнику, только бы оставил он лукавство свое, и получит оставление грехов»…
Также сокрушенное сердце, слезы на глазах у кающегося бывают тогда, когда его проступок, своеволие повлекло за собой беды и несчастья другого человека. Особенно тяжело переживается, если это – близкий и родной.
Отбрасываются в сторону игры с совестью на смертном одре. Умирающий приносит перед последним вздохом искреннее покаяние, облегчая свою совесть здесь и свою участь в вечности.
И самое страшное для верующего – умереть без покаяния… Одна мысль только о том, что ты живешь так, как жил, даже казалось бы благочестивой жизнью, и внезапно – молния, авария, нож в спину… Приходит время отвечать за все свои деяния перед Тем, во Имя Которого ты пытался жить!
Преподобный авва Исаия говорит, что «Бог дал человеку власть… изменяться чрез покаяние и соделываться посредством оного совершенно новым». Именно к этому и нужно стремиться в преддверии Великого Поста.
Многие и молят Бога именно о том, чтобы умереть в мучениях, но только бы была возможность покаяться. И тогда, на смертном одре, уже не будет мыслей о накопленных знаниях и о том, что в Церкви ты был «свой». В один момент все становятся равными, в тот момент все становятся едиными в своих мыслях. Дай Бог только, чтобы мысли эти не уходили так далеко, как часто бывает в жизни!
Человек думает о жизни будущего века, а она мало чем будет похожа на жизнь в настоящем, жизнь под действием греха. Перед Творцом и Создателем всех все равны. Об этом нужно помнить, подходя на исповедь, как будто больше не будет другого шанса открыть сердце. Каждый раз – как в последний.
Стоя перед аналоем, видя перед собой Крест Спасителя, нужно не просто перечислять грехи, а искренне, по-настоящему молить Бога о спасении и исцелении своей души, чтобы больше никогда не повторять того, что так часто терзает не только кающегося, но и всех окружающих людей…
Иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный)
Источник: Киево-Печерская Лавра
Просмотрено (27) раз