Скрытые благословения
Сегодня я хочу, чтобы ты запомнил выражение «скрытые благословения». То есть благословения, сокрытые за чем-нибудь, что воспринимается нами как печаль, трудность, наказание, проблема, трагедия.
Знай, что за каждой проблемой в жизни стоит скрытое благословение. За каждой ситуацией в жизни. Нет ничего в твоей жизни – с того самого момента, как ты просыпаешься, до того, как уснешь, – конечной целью которого не было бы принести тебе пользу. Не всё тебе, может, бывает приятно, не всё доставляет чувство удовлетворения и наслаждения, но всё, безусловно, хорошо для тебя. Это говорит святой апостол Павел: «Любящим Бога, призванным по Его воле, всё содействует ко благу» (ср.: Рим. 8: 28).
Помни: ничто в нашей жизни не происходит для того, чтобы нас уничтожить, но все – к нашему благу
Когда кто-нибудь любит Бога и смотрит на жизнь Божественными глазами, глазами Христа, когда верит, что, «что бы ни случилось – это к моему благу», тогда всё ему содействует ко благу. Тогда всё становится нашим соработником. Наши проблемы становятся нашими соработниками, трудности тоже и препятствия, с которыми мы сталкиваемся: они заставляют нас бежать быстрее, потому что препятствие делает человека сильнее. И ничего в нашей жизни не происходит для того, чтобы нас уничтожить.
Это представление, имеющееся у нас, это отношение, сформировавшееся в нашей душе, когда нам говорили о карающей природе Бога, Который нас не поддерживает, а наказывает, будто Он – помеха нашему счастью и всё время говорит нам: «Нет», и чего бы мы ни хотели добиться – тут возникает препятствие от Господа, огромная рука и бронзовая стена, которая говорит тебе: «Нет, ты не сделаешь этого. Я, твой Бог, тебя остановлю». Эта вера, сложившаяся в нашей душе, абсолютно неверна. Мысли, вкладываемые Христом в наши сердца, дружественно настроены к Богу. Что бы ни случилось в твоей жизни – это к добру. За каждой трагедией стоит скрытое благословение. Поэтому я и начал сегодня беседу с заголовка «Скрытые благословения».
Может, вы слышали о святом Максиме Кавсокаливите (буквально: «сжигающий каливы»[1]), который сжигал свои каливы, поскольку не хотел владеть ничем. И каждый раз, когда чувствовал, что возникает духовное препятствие для его души, он сжигал свою каливу и уходил в другое место. Я читал одну книгу – художественное переложение его жития, и там его спрашивают:
– Зачем ты делаешь это?
А он отвечает:
– Когда я сжигаю свою каливу, я лучше вижу небо!
Святой отвечал: «Когда сгорает моя калива, я лучше вижу небо!»
Для кого-то это горе, а он говорит:
– Когда я сжигаю свою каливу, небеса открываются, и я лучше вижу. У меня уже нет помехи: нет крыши, меня уже ничто не ограничивает, и я становлюсь открытым.
Проблема, через которую ты проходишь, тебя, по сути, открывает: твое сердце расширяется, сознание расширяется и простор в твоем уме тоже. Новое уже может найти себе место в тебе, и ты станешь более гибким. Ведь чтобы что-то новое могло войти в твою жизнь, надо убрать старое.
Иногда это удаление старого может тебя расстроить. Это как когда хочешь передвинуть кресло у себя в комнате, а что-то мешает это сделать, и ты говоришь: «Да оставь его, чтобы чего-нибудь не натворить. Пусть стоит как есть». Значит, ты хочешь изменить свою жизнь, но говоришь: «Оставь это, пусть остается всё как есть»? Так не получится. Чтобы наша жизнь изменилась и мы увидели что-то другое, должна произойти перестановка.
Проблема возникает, когда ты стараешься оказать сопротивление Богу, жизни, житейским происшествиям
Перестановки эти часто совершаются через потрясения в нашей жизни, а иногда даже через трагедии, причиняющие нам много боли. Любой перелом причиняет боль, оставляет шрамы. Но иначе не бывает. А что тебя спасет в эти моменты перемен – так это гибкость твоей души. Чтобы ты не противился воле Божией и развитию событий. Отнесись к тому, что приходит к тебе, как к воде, которая течет, – не сопротивляясь и не пытаясь вернуться назад. И не будет проблем, пока не будешь пытаться вернуться назад. Так движение становится беспрепятственным. Проблема возникает, когда ты стараешься оказать сопротивление Богу, жизни, житейским происшествиям.
Так что первое – это идти в ногу с жизнью, а второе – иметь веру. Смотреть на всё с верой. Вера означает смотреть на то, что еще не случилось, как на уже случившееся. И ты будешь видеть такие позитивные вещи, как свет Христов. И будешь говорить: «Да, Господи мой Иисусе Христе, приди!»
Так что я жду, чтобы эти трудности принесли с собой свет Христов для тебя, а не мрак ада и отчаяние с безутешностью. Надо инвестировать весь капитал своей души в Свет, туда надо вложиться. И сказать себе: «Что-нибудь хорошее выйдет из этого».
Один мой друг, у которого много детей, рассказывал, что, когда у него были проблемы с рождением детей или с их болезнями, он говорил:
– Вот и пришел подарочек, завернутый в грубую бумагу. Но я ожидаю найти в ней благословение, ждущее нас. Близится что-то хорошее.
Однажды я смотрел фильм, в котором у некоего человека загорелся дом, в США. А вы знаете, что дома там деревянные, не бетонные, как здесь. И в то время как все вокруг метались в отчаянии, он, будучи оптимистичным по натуре, сказал:
– Это самое лучшее, что только могло случиться со мной. Только так я наконец смогу отправиться в путешествие к тропическим лесам. Мне всегда хотелось сделать это, но я никак не решался расстаться с комфортом своего дома. А сейчас этот пожар дал мне возможность путешествовать всюду, где только захочу.
Так он увидел в этой трагедии возможность заниматься чем-то другим. И любая трагедия в нашей жизни (когда-нибудь ты откроешь для себя это) может оказать весьма благословенное влияние на нашу жизнь и принести что-нибудь очень хорошее для нашей души, для твоего счастья и счастья других. Поэтому тебе тоже надо научиться через эти сгоревшие каливы, как святой Максим, видеть лучше небеса, распахнутые для тебя. И иметь больше радости в душе и больше силы в сердце.
Проблемы не должны тебя сокрушать, напротив – должны придавать тебе сил и готовить к чему-то лучшему, что ожидает тебя и уже происходит в твоей жизни. Имей же глаза видеть это. Дерзай! До свидания.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова
Православен Свят
[1] Калива – шалаш, убогая хижина, келья монаха.
Просмотрено (46) раз