Когда говоришь о Боге, не играй в театр
Когда ты говоришь о Боге, говори только то, что знаешь на собственном опыте. Не торгуй маской. Не играй в театр. Не притворяйся тем, кем ты не являешься. Кто ты? Нормальный человек. Разве не так? Как и все другие. Со своими страстями, ошибками, слабостями, похотью, любовными увлечениями, человеческим отношением…
Иногда мы думаем, что как только вошли в церковь, все изменилось. Автоматически. Уверяю, что в глубине твоей личности ничего магически не изменилось. Трудный характер не меняется, даже если ты вошел в святое место. На самом деле происходит нечто иное. Что-то обманчивое. Вот здесь и ловушка. Объясняю: входя в церковь сознательно, ты уже тащишь с собой свои страсти. Они не исчезают, но превращаются. И ты заблуждаешься. Отказываешься от пробежек на стадионе, ночных прогулок и различных злоупотреблений. Но страсть всех этих бед не искореняешь. Не так просто избавиться от страсти. Это не рубашка, которую снял, бросил в грязные вещи – и все кончено. Страсть стала твоей привычкой.
Она обманчива: мирская страсть трансформируется и превращается в страсть христианскую. Вот почему нет ничего необычного в том, что ты видел, как кто-то раньше посещал стадион, разбивал окна или ссорился и дрался с другими (крики, зло, недоразумения) и стал духовным человеком, даже фанатиком церковного служения под церковным предлогом и церковной обверткой. О многих говорят: «Ходит в церковь, но с ним невозможно договориться. С ним одни только нервы. Каким был раньше, таким и остался! Ничего не изменилось». Что не изменилось? Основные черты его характера. С ними так легко не справишься, потому что ты всего лишь вошел в церковь и стал христианином.
Нужно искренне посмотреть на ситуацию и принять ее. Гнев все еще есть во мне. Как и нервы. Теперь они стали христианскими нервами. Я нервничаю по духовным причинам, из-за разных священных тем, которые стали новым средством моих пристрастий. Если ты честен и вынослив, то примешь эту истину. Ты не святой и ничем не отличаешься от других. Ты такой же человек, как и все остальные. Со всеми вытекающими последствиями.
Это глубоко ощущал святой Паисий. Однажды он плыл на корабле из Дафни в Урануполис. Один из братьев увидел, что Паисий сидит с путешествующими на палубе, и сказал старцу: «Геронда, идите сюда, сядем где-то с краю. Не надо с мирскими». И святой ответил ему: «Зачем, дитя мое, мне садится в другом месте? Что потеряем, если сядем здесь с нашими братьями? Разве мы отличаемся от мирских людей или лучше их? Или у нас есть какая-то добродетель, чтобы ее беречь? То, что у других, то и у нас. Просто мы предаемся различным порокам и проявляем слабости по-разному. Мы не ссоримся из-за светских проблем, но обсуждаем, правильно ли проходила служба сегодня». Мы все одинаковы…
Из книги архимандрита Андрея (Конаноса)
«В браке есть свои сложности…»
Перевод Сергея Рудько
Просмотрено (33) раз