Выбрать страницу

Отеческие предания в нашей жизни

Апостол ПавелБеседа на апостольское чтение Недели по Рождестве Христовом.

В Послании к галатам апостол Павел, рассказывая о своем прошлом, говорит: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:13–14).

Оказывается, в бывшем неверии Павла значительную роль играло то, что он был неумеренным ревнителем отеческих преданий. Так апостол называет всю совокупность воззрений, правил жизни, нравов и обычаев, какие в ту пору составляли иудейство. Вспомним, что к тому времени у евреев уже сформировался целый свод установлений, касающихся того, как правильно соблюдать закон. Потом все это было записано в книгу, называющуюся Талмуд. Тысячи иудейских предписаний возникли, кажется, с благой целью – по возможности качественно исполнить закон. Но при этом они сделали обратное – отбросили человека далеко от духовной сути закона. Поэтому Павел и говорит, что он был ревнителем не Писания и даже не закона, а отеческих преданий, которые и увели его от Писания и закона настолько, что он не узнал Мессию еврейского народа и стал первым гонителем Церкви Божией, нового Израиля.

Оказывается, можно быть строгим ревнителем церковного предания и гнать Христа! Если развить эту мысль в нашем современном контексте, то можно сказать так: исполняя все церковные предписания, сохраняя отеческие традиции, зная все праздники, соблюдая посты, посещая богослужения, человек может пребывать в Церкви формально. Называясь христианином, оставаться чужим христианству по духу. Хвалиться знанием истины и гнать истину.

Мы тоже являемся носителями некоторого предания – и это хорошо. Встретив и полюбив Христа, придя в Церковь, мы фактически получаем в руки подробную инструкцию о том, как спастись. Мы оказываемся в мире, где нас окружает множество чинов, Уставов, рекомендаций, оставленных нам благочестивыми христианами прежних веков. Все это разнообразие правил призвано вести верующего к спасению, взгревать его дух, ограждать от ошибок. Это своего рода каналы благодати, посредством которых Святой Дух сообщается с человеком и наставляет его. Мы имеем великий дар, за который надо благодарить Бога.

Однако все это правильно работает лишь тогда, когда мы пытаемся вникнуть в смысл этих вещей, участвуем в жизни Церкви осознанно и имеем личную веру. Христианство есть религия логоса, религия смысла; христианство не ведет человека к спасению бессознательно, как робота. Насколько возможно, нам необходимо чувствовать и понимать происходящее с нами. Жизнь в мире церковных чинов должна быть по возможности осмысленной.

Есть такая болезнь религиозности – обрядоверие. Это уверенность в том, что обряд имеет силу сам по себе, без моего понимания и веры. В нем даже иногда не обязательно участвовать. Можно написать записочку, дать денежку, «заказать» – и все само собой устроится… Христианин даже может думать, что он таким образом «все соблюдает». Но такое обрядоверие есть ложное отношение к преданию. Обряд нужно понимать. Понимание рождает правильно направленную молитву, создает духовное ощущение обряда. Все, что происходит в храме, имеет свой смысл и значение, и незнание этих смыслов погружает человека в какую-то виртуальную реальность, полную фантазий и недоумений.

Важно помнить, что все церковные чины и дисциплины – лишь средство богообщения, а не цель христианской жизни. Суть не в том, чтобы что-то соблюсти. Предание обставляет внешнюю сторону отношений Бога и человека, но ценность внешнего перед Господом определяется наличием внутреннего – искреннего покаяния, горячей веры и любви.

Также отметим, что от советского периода исповедничества и мученичества за веру к нам перешло одно убеждение, которое было верным тогда, но в наше время его одного уже недостаточно. Мысль такова: суть христианской жизни состоит в том, чтобы просто хранить веру. Хранить и соблюдать, и не более того. Уметь перекреститься, знать несколько молитв, дома водрузить иконы, иногда появляться в храме – и все.

Так было раньше, и мы преклоняемся перед подвигом исповедников советского периода, которые сохранили для нас православие. Но сегодня уже мало только соблюдать и хранить веру – ею нужно жить и о ней свидетельствовать. Сейчас нам никто не мешает этого делать. За проповедь Христа Воскресшего уже никто не причинит нам вреда. Мы должны воспользоваться этой возможностью и проповедовать Евангелие.

Еще одна мысль. Павел, погруженный в отеческие предания, нещадно гнал Церковь Божию. Так же и мы, увлекшись внешней стороной церковной жизни, можем стать гонителями наших родных и близких, пытаясь загнать их в церковную ограду.

Иногда нам кажется, что если поместить человека в рамки церковных чинов, то через это внешнее к нему придет и внутреннее, т. е. вера в Бога и любовь к Нему. И мы часто мучаем наших родных, заставляя их поститься, выстаивать службы, произносить молитвы и проч. Мы становимся для них православными «гестаповцами». А ведь все это может быть бесполезно и даже вредно, пока они не увидят Христа в нас. Когда лик Христов в нас проявится, подобно тому как обновляются старые иконы, тогда красота Христова образа заставит преклонить перед Ним колени. Не мы своими настойчивыми уговорами, а Христос, через нас явленный, сотворит это чудо. В противном случае и мы рискуем быть гонителями Христа, стоящего перед нами в лице наших крещенных родных и близких. Практика показывает, что и храмом можно перекормить, особенно если в сердце человека еще не созрели живая вера в Бога и желание повиноваться Церкви.

Мы подняли вопросы, братья и сестры, которые можно отнести к большой и важной тематике: актуализации предания сегодня. Как правильно воспринять предание и как жить в нем? По сути, это вопрос нашего спасения в современном мире. Продолжая чтение апостольских Посланий, мы еще неоднократно будем возвращаться к данной теме.

Сергей Комаров
Православная Жизнь

Просмотрено (22) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »